Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Случилось страшное...

Прощание вышиванки. Украинцы устали от агрессивного патриотизма
Фото: Дмитрия Никонорова
Агрессивный патриотизм с бранными надписями уходит в прошлое

В Украине на смену агрессивному показному патриотизму приходит патриотизм спокойный.

Люди устали не только от войны и политики, но и от половых ковриков с Путиным и обилия жёлто-голубых цветов. Новые тренды – изделия с минимально представленной символикой и полезные для страны дела, пишет Юлиана Скибицкая в №30 журнала Корреспондент от 31 июля 2015 года.

Крамниця патріота работает в Киеве почти два года. Магазинчик, согласно названию, специализируется на продаже вещей с национальной символикой. Несмотря на то что он разместился в неприметном месте на набережной Днепра около Почтовой площади, клиентов здесь хватает, отмечает продавец магазина Карина Крачковская. Но добавляет: за последние полгода посетителей стало существенно меньше.

Толстая стопка половиков с лицами российского президента Владимира Путина и бывшего украинского лидера Виктора Януковича, сиротливо спрятавшаяся за шкафом – лучшее подтверждение её словам.

«Януковича вообще не покупают, хоть мы и снизили цены [со 110 до 50-70 грн]. Путина, бывает, берут – в основном бойцы на фронт», — рассказывает Крачковская.

Совсем иная картина была ещё недавно, после победы Майдана, последовавшей за ней аннексии Крыма и вмешательства России в конфликт на Донбассе. Уровень гордости за страну стремительно вырос, разбудив в украинцах дремавшее ранее чувство патриотизма. Волну тут же оседлали маркетологи, смекнув, что любовь к родине можно монетизировать. Прилавки завалили вышиванками, флагами и футболками с гербами Украины и надписями типа ПТН-ПНХ.

Спустя год с начала АТО и политических трансформаций в державе, отмечают эксперты, тренд агрессивного патриотизма сначала ослабил свои позиции, а затем начал медленно уходить с рынка

Однако спустя год с начала АТО и политических трансформаций в державе, отмечают эксперты, тренд агрессивного патриотизма сначала ослабил свои позиции, а затем начал медленно уходить с рынка, уступая место привычным довоенным стратегиям. Если раньше такие товары разметали, как горячие пирожки, то теперь всё чаще они удостаиваются лишь беглых взглядов.

Причины этого, помимо прозаичного перенасыщения рынка патриотическим контентом, могут быть намного глубже, полагают профессиональные маркетологи. Бравурная гордость быстро сменилась разочарованием от отсутствия блицкрига на Донбассе, жёсткого экономического кризиса и пустых карманов потребителя.

Кроме того, тренд патриотизма стали агрессивно использовать некоторые политики, пришедшие к власти на этой риторике, но мало изменившие жизнь общества. Приватизировав понятие национальной гордости, они часто вызывают раздражение у пассивной части населения, что, в свою очередь, сказывается и на рынке, напрямую связывает маркетинг с политикой Ирина Выслогуб, старший маркетолог украинской студии дизайна и брендинга Турум-Бурум.

Эта ситуация абсолютно не значит, что национальное воодушевление украинцев иссякло, уточняют эксперты. Однако уход тренда в массовом потреблении они считают скорее плюсом, чем минусом.

«Подъём патриотического духа остался, просто теперь он будет менее напускным, а более конкретным», — уверен Игорь Гема, руководитель брендингового агентства Koloroв Харькове.

Гербовая печаль

Пятничный Крещатик днём малолюден и ленив. Термометр показывает аномальные +42 0С и, судя по ощущениям, не ошибается — воздух накалён до предела, а асфальт такой мягкий, что, кажется, сейчас прилипнет к подошве.

На этом фоне смуглый человек азиатской внешности, покупающий фанатский шарф ФК Динамо из плотного трикотажа, смотрится здесь совсем экзотично. Особенно если учесть, что, кроме него, возле ларьков с национальной символикой нет ни души.

В отличие от её уличных конкурентов, которые начали вести патриотичный бизнес сразу после победы Евромайдана, Крамниця патріота открылась до революционных событий, осенью 2013 года. Один из основателей заведения, Николай Иванов, хотел подарить своей девушке серебряные серёжки в виде украинского герба, но не нашел их в свободной продаже. Так и пришла идея заполнить пустующую нишу.

Позапрошлой зимой, в разгар майдановских событий, продажи кулонов и других аксессуаров с соответствующей символикой били все рекорды. После бегства Януковича все скупали половики с лицом беглого президента и надписью Вытирайте ноги.

А когда в Крыму и на Донбассе началась так называемая русская весна, в топе продаж оказались такие же половички с Путиным. Разве что туалетную бумагу с президентом России в Крамниціне продавали.

«До такого уровня мы не опустились», — говорит Крачковская.

Сегодня половики, сумки и кепки с надписями ПТН-ХЛО или ПТН-ПНХ уже не вызывают былого ажиотажа. Чуть большим спросом пользуются вещи с трезубцем, портретом Тараса Шевченко или слоганом I support Ukrainian army(Я поддерживаю украинскую армию — англ.).

Из-за того что спрос на продукцию с агрессивно-оскорбительной символикой существенно просел, она в магазине представлена мало — в основном старые запасы. Падать интерес к ним стал с сентября прошлого года, вспоминает Крачковская.

В специальных киосках на Крещатике такие вещи уже и не встретишь. Более того, даже в момент пика этого тренда в маркетинге владельцы отказывались закупать такую продукцию для массовой продажи.

«Сначала люди подходили, спрашивали, есть ли у нас туалетная бумага с Путиным или что-то в таком роде. Мы говорили: нет, ищите в другом месте. А сейчас и спрашивать перестали», — говорит продавщица Лариса, отказавшаяся назвать свою фамилию и сфотографироваться.

Её коллега Вера точно помнит, когда возле её киоска собирались очереди, – это было сразу после победы Майдана. Интерес у покупателей начал падать уже ближе к прошлогоднему лету. Сейчас клиентов мало даже на выходных, когда Крещатик традиционно заполняется праздной публикой.

Те, кто интересуется, в основном приобретают вещи в качестве подарка.

«Мужу везу в Южную Африку. Просит только с гербом», – рассказывает покупательница, выбиравшая футболку и в итоге её не взявшая.

Крачковская подтверждает: часто сувениры отправляют за границу украинской диаспоре. Это в основном нейтральные вещи с привычной национальной символикой.

Роман Сурков из Энергодара после Майдана сам, как он выражается, «угорел по патриотизму».

«Туалетная бумага ПТН-ПНХ у меня до сих пор осталась, — рассказывает он. – Ходил со значком ПТН-ХЛО, всем до хрипоты доказывал, что Россия не права. А потом меня призвали по мобилизации».

Tags: Ужасы нашего городка.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments