?

Log in

No account? Create an account

Печальный странник

Что вижу- о том и пою!

Previous Entry Share Next Entry
Продолжение рассказа "Педагогическая поэма"
holera_ham


  Сквозь ветки старых яблонь смутно виднелись несколько строений, одно из которых приветливо светило мне тремя рядами уютно светящихся, больших окон...
Тематическое изображение




  'Если это и есть дом бабы Леры- то я китайский крестьянин'- подумалось мне.




  'Нихао?'- раздалось из ближних кустов.




  И тут же на дорожку перед моим носом вылетел деревянный костыль...




  Подняв из дорожной пыли неотъемлемую принадлежность травматологической медицины, так хорошо знакомую мне по госпиталю, я с недоумением воззрился на шевелящиеся заросли...




  Спустя несколько мгновений из кустов на карачках выбрался некий юноша, подтягивающий на ходу приспущенные спортивные шаровары, дополз до меня, потом, уцепившись за мою одежду, поднялся, и- не говоря ни единого слова, забрал из моих рук костыль , после чего  довольно резво , не оглядываясь назад, пошкандыбал по дорожке в сиреневую даль...




  'Что это было?'- остолбенев от изумления, вслух произнёс я...




  'Да что... обычное дело, пригласил погулять, а потом захотел, дурак такой, меня изнасиловать- да только не знал толком, как это делается...и сам измучился, и меня понапрасну измучил...Приветик, меня зовут Кэт!'- из кустов выглянула лукаво улыбающееся, курносое лицо, а затем появилась и изящная белокурая головка...




  'Мужчина, позвольте на Вас опереться...'...Извлеченная из кустов барышня оказалась совершенно субтильным существом, о  телосложении которого можно смело говорить- 'теловычитание' ...тем не менее, вполне совершеннолетним, так как в Юровской Специальной Коррекционной Школе-Интернате , ученицей которой она и была, детишки обучаются на год дольше, чем в обычной школе...специфика.




  Детский церебральный паралич- основной профиль ...так что детки там не столько учатся, сколько лечатся... медикоментозное лечение ,  массаж , лечебная физкультура, физиопроцедуры, ванны , парафинолечение , тренажерный зал...




  Всё так, всё так...вот только к лечению это все эти полезные и нужные вещи помогают,  как  мёртвому припарки...нет. Не так.




  Вылечить это - невозможно, так что они там просто оздоравливаются... тяжело, упорно, с болью, кровью, криками и плачем- они не лечатся. Они насмерть борются с предавшим их телом- вырывая у безжалостной судьбы каждый сантиметр ожившей плоти, каждые полградуса, на которые поднимается навеки скрюченная рука...




  ... Проводив барышню до освещенного тусклым, в металлической сетке,




  фонарём крыльцу, я уж собирался ретироваться (мечтая о ночлеге на каком -нибудь сеновале- зря только что наряжался) , как из дверей вылетела, как ошпаренная, разъярённая фурия, обрушив на меня град вовсе незаслуженных мною обвинений - самыми мягкими из которых были моральное уродство и сходство с грязным кобелём...




  Все попытки барышни выступить моим адвокатом пресекались обвинением ея в распутном поведении , при этом барышне положительно обещали надрать задницу...




  На шум и крик высыпали другие обитатели сего богоугодного заведения...меня окружили и повели для разбирательства в кабинет директора...а как же? Весь учительский состав проживал тут же, в уютном двухэтажном флигелёчке, рядышком со спальным корпусом интерната...




  Обыскав меня, грозные дамы (при электрическом свете оказавшиеся вполне милыми старушками, лет тридцати) склонили свои головы над столом, рассматривая : военный билет...пенсионное свидетельство...справку из госпиталя...и главное! Партийный Билет! С проставленным за сей месяц штампом 'Уплочено'...а как же! Сорок две копейки, один процент от месячного дохода, согласно Уставу КПСС.




  Особенно умилили дам орден Красной Звезды с облупленной на одном луче эмалью и медаль 'За половые(зачеркнуто) боевые заслуги' на потёртой, засаленной ленточке... Но увы...помочь мне как-то зацепиться за жизнь эти милые люди никак не могли... то есть не могли бы, если бы учитель истории скоропостижно не вышла бы замуж и не уехала бы в Мурманск, к месту службы своего супруга- юного лейтенанта...




  А так как год уже начался- закрыть ставку было очень и очень сложно. Тем более , что учитель истории- это вам не какой-нибудь там физик или географ...




  Учитель истории- это номенклатура Райкома Партии!




  'Ну, попробуем...'- с сомнением рассматривая мой диплом Высшей  Комсомольской Школы при ЦК ВЛКСМ (где стояла специальность - 'Учитель Истории', а во вкладыше к оному значилось : Педагогика- отлично, Методика преподавания- Отлично...) произнесла самая представительная из старушек...Ирина Савельевна, размести человека!'




  И - меня разместили...в маленькой комнатушке об одном , правда , высоком , окне, в которой уютно уместилась солдатская койка, платяной шкаф и письменный стол...




  Ничего лишнего - идеал красоты...'Рассказывают, что некогда Лао Ли, проходя у ручья, увидел обезьяну, которая зачерпнув ладонью, пила воду...Философ тут же выкинул единственную вещь, которую носил в своей котомке- глиняную кружку, говоря- о, как я был глуп, что таскал с собой бессмысленную тяжесть...'




  Наутро меня отправили на первый урок...как часто я просыпался потом в холодном поту, вспоминая этот кошмар- когда стоишь у доски, как у расстрельной стенки- под прицелом двух десятков пар внимательных детских глаз,  и не знаешь, что им , милым , сказать...




  Ничего...как-то всё устроилось. Правда, на первых порах я слишком буквально понял совет завуча :'Вы с ними построже, а то на шею сядут...'




  Спустя неделю она рассказывала в учительской :'Иду я это по коридору...и вдруг понимаю, что в кабинете истории никого нет! Странно, думаю- почему Иваныч меня не предупредил, что урок отменяет...берусь я за ручку двери, и слышу из-за неё такой тихий, жалобный детский голосок :'Валееерий Иваныч, можно мне...НЕЕЕЕЕТ!!!!'




  Я от неожиданности чуть было сама не уссалась...'




  Нет, своё прозвище Холера- Хам я получил вовсе не тогда, а гораздо, гораздо позднее, когда появился проклятый Тырнет и на форуме Альтернативной Истории принявший бандеровский гиюр шабес-кацап Сталкеренко именно так меня и окрестил...




  А дети звали меня уважительно- Кинг-Конг...




  Любили ли меня дети? Уважали- это , верно, да...потому что я не заигрывал с ними, не сюсюкал... а говорил честно и прямо: вы, уроды, можете в этой жизни рассчитывать только на свою светлую голову! И чтобы остаться хотя бы на одном месте- вам надо будет бежать изо всех сил.




  А зачем нужно знать историю? Так это, история как руль у лодки...сзади! Но куда руль направлен- туда лодка и поплывёт. Помните, косорукие и культяпые - всё что с вами может случится, уже где-то, с кем-то, когда-то обязательно случилось ...хотите знать будущее?-изучайте прошлое.




  Нет, кстати, физические увечья им вовсе не мешали - наоборот, играть в футбол на трёх ногах - с помощью костыля- куда как удобнее! Так что когда я вижу нынешних параолимпийцев- снисходительно усмехаюсь: видали бы вы наш обычный урок физкультуры...




  Да, не мешали...до определённого предела...




  Знаете, есть такая песенка- сплошные сопли: мне уже многое поздно, мне уже многим не стать, и к удивительным звёздам мне никогда не летать...да почему? Если ты действительно ХОЧЕШЬ полететь- заработай много денег и отправляйся в космос как турист...




  А вот ИМ- точно, не стать...даже на простом двухколёсном велосипеде никогда не проехать! Вот это- да, трагедия...когда они НАЧИНАЮТ осознавать.




  Кстати, однажды я (после демонстрации некоего молодого человека- 'и буду я во гробе такой молодой и красивый') прочёл в одиннадцатом классе даже специальную лекцию - 'Способы самоубийства и их физиологические последствия'...получилось очень красочно и доходчиво. Правда, некоторые особо впечатлившиеся рассказом девушки потом долго блевали в туалете...




  Нет, со старшеклассниками у меня не было никаких проблем...отношения были ровные, уважительные, чуть сверху вниз.




   Была у меня парочка любимчиков...вот та же Катюха, например. Вечером, после ужина, она , бывало, забредала в мою каморку старого папы Карло и , сидя с ногами на кровати, тихо грызла сушки, смотря, как я проверяю тетради или читаю книги...




  Уютно и хорошо.




  Надо сказать, что учителя прямо жили школой...и не мудрено! Если школьное здание было соединено крытым переходом с жилым домом...И вот рассказы про ужасы интернатской жизни меня просто удивляют... драки, насилия...а учителя где, пардон, в этот момент были? Это вроде дедовщины в казарме, когда семья ротного живёт здесь же, в отгороженным простынкой углу...абсолютно невозможное явление.




  У Лескова есть замечательная повесть - 'Кадетский монастырь', о воспитанниках и воспитателях... живущих единой семьёй. У нас было, вероятно, также...одно плохо. Народное образование у нас- по преимуществу женское дело, а это нехорошо... почему? Посмотрите на деток,вырастающих в неполных семьях, с одной матерью... самое мягкое определение-для них 'безотцовщина'.




  Мужчина - учитель в школе не только возможен, он крайне, жизненно необходим. Такое моё непросвещённое мнение...




  Забавные случаи? Бывали, как же...




  Давайте я вам расскажу- ж-жуткую ...тихий ужас.




  Была у меня в восьмом классе- 'История СССР'- барышня...у меня? Просто была. И часто я молился всем высшим силам, чтобы хоть сегодня её у меня на уроке не было...ну, горлышко там покраснело, то-сё...вотще.




  Приходила она исключительно ПОСЛЕ начала урока...когда все уже начали было настраиваться на рабочий лад...




  'Ну, заходи, Петрова, садись на парту...'




  Цок-цок-цок...продефелировав по проходу , барышня садится НА парту, как и было ей предложено...




  'Петрова, за тобой ничего не видно, сядь пожалуйста, пониже...'




  И она с охотой садится ПОД парту...ну, села и села. Веду урок, не обращая на нея никакого внимания...наконец, ей под партой сидеть надоедает, и она садится как положено...чтобы тут же с визгом вскочить:''Ой, мама! Гввоооздь! (с видом- ой, среднеазиатская кобра). Я колготки порвала!!'




  Весь класс, особенно мальчишки :'Где, где?!'




  Петрова ставит свою здоровую (весьма длинную и стройную) ногу на крышку парты и демонстрирует, где именно...




  Такого стриптиза я не выдерживаю, беру ея двумя пальцами за шиворот и осторожно , пищащую от радости, вышвыриваю в коридор...прямо под ноги завучу...полдня потом отписываешься по поводу рукоприкладства...




  И так каждый урок...причём её шуточки ни разу не повторялись...




  Пока наконец в субботу, 22 апреля, в день рождения сами знаете кого...мои утомлённые нарзаном нервы наконец не выдержали...а то! Разумеется, ни синь пороху не принимал.




  Я вообще считаю, что лечение алкоголизма и наркомании- полная чушь, великолепная кормушка шарлатанов от медицины...хочет человек, и пьёт. Не хочет, и не пьёт.




  Очень просто.




  Тяжело? А вы видали когда-нибудь, как на физиотерапии ребёнок суставы гнёт? Плача кровавыми слезами?




  Вот это- тяжело.




  Мне старый , тридцатипятилетний завуч, сказала как-то :'Мы же учителя. А учитель- учиться всю свою жизнь...думаешь, это мы их воспитываем? Нет, это они нас дрессируют...'




  Так что как я в школу пришёл- нет, больше не пил, тем более, всякой гадостью не догонялся...




  Только минералка...вот она меня и подвела.




  Все детишки проводят субботник по своим классам...кроме Петровой! Её классный руководитель на коленях меня умоляла- друг мой, возьмите ради Христа эту оторву, я Вас умоляю...буду Вам очень признательна.




  А слово 'очень' в устах работника народного образования может значить весьма много...самые милые и нежные барышни- это учительницы. Проверено, в том числе электроникой.




  Да. Как не выполнить маленькую просьбу хорошего человека...




  Но за первые же полчаса Петрова меня просто задрала...'А это что? А это зачем? А это почему? А чей это портрет? А...а... а...'




  Наконец я взял в руки шнур от кодоскопа, свернул его пополам, и нежно-нежно произнёс :'Милое дитя, не могла бы ты поднять с пола вон ту штучку?'




  Петрова с радостью нагнулась :'Какую штучку- ничего не...ВАААУ!'




  С оттяжкой, от всей души я залепил хорошего 'леща' по ея пышной заднице...




  С воем, схвативши себя за ягодицы, несчастная вылетела из класса...




  А я, довольный и счастливый, продолжал уборку...




  Утром в мою дверь раздался нетерпеливый стук. Открыв , я увидел перед собой директора, завуча и парторга- все три тётки стояли с совершено мрачными, угрожающими лицами...




  Короче. Выскочив из класса, Петрова помчалась во двор- где, красная как рак и зарёванная, была окружена встревоженными подругами. Которым она и поведала,что аз, греховодник, говорил ей разные слова,хватал за разные места а потом предложил ей вечную дружбу...но она не согласилась дружить немедленно, так как ещё морально не готова, но, по её словам,обещала крепко подумать над моим нескромным предложением...




  Разумеется, подруги скрывать ея счастье не стали, и вот.




  Сказать, что я пришёл в бешенство - значило не сказать ничего...




  Ежели бы проклятая Петрова в тот миг стояла рядом- оторвал бы ей последнюю здоровую ногу.




  Но, держа себя в руках, потребовал представить сюда жертву...немедленно!




  Что и было исполнено.




  Увидев меня, Петрова зарыдала и сквозь сопли произнесла :'Да, я всё наврала..Вам легче? '




  А потом- 'Графиня изменившимся лицом бежит пруду'(с)




  Пруд, собственно говоря, был...куда несчастная и немедля бросилась...а за ней- я.




  Петрова, как могучий атомный ледокол, взламывала своей пышной хрудью ('Он схватил мои девичьи груди, и узлом завязал на спине...') тонкий ледок , оставляя за собой широкую черную полынью, по которой уже продвигался я...но чем дальше она забредала в пруд- тем пруд становился мельче...пока наконец, на середине, Петрова осталась стоять, обтекая, по колено в воде...




  И тут я её наконец настиг...но поскользнулся на илистом дне, и упал на четыре кости...а юная негодяйка схватила обледеневшую палку, плававшую в пруду со времён Блистательной Елисафет, и с размаху хряпнула меня поперёк спины.




  Та,естественно , пополам...палка, я имею в виду.




  А затем, со словами:'Это Вам за провод...не надо было меня мучить электричеством!'- Петрова гордо удалилась...




  ...Как ни странно, указанный удар поленом по пояснице полностью исцелил меня от традиционного весеннего обострения радикулита...Специалисты (баба Лера) утверждают, что аналогичным сильнодействующим эффектом обладает также и детская моча. Но, боюсь, эту процедуру я бы точно не выдержал.




  А учебный год меж тем плавно катился под горку- вот и завершающая, четвёртая четверть...вот и грачи в наш старинный парк прилетели, а за ними и Руст на Красную площадь...




  На выпускном экзамене меня попросту убила моя любимица Кэт.




  На вопрос, в чем социально-экономический смысл орпичнины, она- автор лучшего в Московском Облоно школьного исторического реферата:'Казанские походы Ивана Грозного', победительница олимипиады Московского Историко-Архивного Института, перед всей комиссией Районо, невинно глядя на меня голубенькими глазками, заявила- что она лично не знает, в чём состоит социально-экономический смысл опричнины.




  Ну и ладно...комиссия от ученицы вспомогательной школы, при этом- натуральной блондинки, ничего особо и не ожидала...




  Тут бы Катерине и закончить своё выступление, наивно хлопая ресницами...




  Но- она, к сожалению, открыла свой ротик, и в течении двадцати пяти минут подробно излагала точку зрения видного советского историка Михаила Николаевича Покровского и его предшественника , к сожалению, далёкого от марксизма , С.Ф. Платонова, от чего председатель комиссии просто млел и от умиления пускал пузыри, а потом невиннейшим голосом спросила:'А караси тогда причём?'




  'Какие ещё караси?'




  'Но, если опричнина- есть борьба царя Ивана Васильевича с пережитками политической раздробленности Руси, с рудиментами удельной княжеской системы, за усиление централизации государственной власти - так зачем опричники - чтобы и карасей уморить, пруды спускали?'




  После чего сей вундеркинд как дважды два доказала- что опричнина есть типичный средневековый военно-религиозный орден, причём орден именно сатанистов...




   Мнение комиссии разделилось...предлагалось поставить либо 'пять', либо 'два'...'Да кто её учитель?! А подать сюда Тяпкина-Ляпкина! Ты это чему детишек учишь, изверг?!'




  Все мои жалкие оправдания - это она сама книжек начиталась, выписывая их по межбиблиотечному абонементу - оставались без внимания...'Следить надо, что Ваши дети читают! Сегодня она в руки взяла 'Записки о Московии' Маржорета, а завтра что возьмёт? 'Анджелику'?!!!'




  О, ужас...




  ...Но серебряную медаль для Катерины мы всё-таки выбили...




  Разумеется, на выпускном открывала бал наша Катерина! В платье, которое ей шили всем интернатом, она выглядела настоящей сказочной принцессой...и был школьный вальс, и слёзы, и прощание с нашими милыми детками, уходящими из уютного , доброго дома в большой мир...




  А наутро, которое мы встретили с нашими воспитанниками у знаменитого пруда- исходящего паром утреннего тумана- меня пригласила директриса, и потребовала от меня написать заявление- по ст.33 КзоТ РСФСР, по собственному желанию...




  'Здесь тебе нечего делать!- сказала мне она- тебе учить наших детишек- вроде как микроскопом гвозди заколачивать...вот тебе записка, поезжай в Жуковский, там открывается школа -новостройка, с характерным номером тринадцать, Эльвира- моя подруга, она тебя приветит...но если будет хреново! Возвращайся. Здесь мы все тебя будем помнить и всегда ждать...Удачи тебе, учитель.'




  ...Хорошо, что есть на земле место,где тебе всегда рады...




   Вот так, на этой элегической светлой ноте, исполненной соплями и воплями, и хотелось бы закончить... Но вот только год спустя... ...
С шипением растворились двери электрички, и на перрон Казанского вокзала высыпала вопящая, галдящая , пищащая стая диких бабуинов- мой любимый десятый клас...
'А ну!!! СТАНАВИСЬ! РРРАВНЯЙСЬ!СМИРНА!!!! Вольно...можно уже ковырять в носу...Повторяю ещё раз. Двигаемся строем, не отстаём, не бежим... чинно и блаародно...кто будет щипать девочек за выпуклые места , получит по морде, по рыжей курносой морде, я ясно выражаюсь, Петров? Мне можно, я контуженный...мороженое потом. Итак, детииишки...вы находитесь на дебаркадере памятника архитектуры, Казанского вокзала, который считается одним из самых крупных и уж пожалуй, самым грязным в Европе... Строил здание академик Щусев, понятно, не один- а с авторским коллективом...вот посмотрите вперёд и направо. Видите- ступенчатая башня? Это не просто башня, а точная копия башни царевны Суюмбеки в Казанском кремле...у кого глазки зоркие? Что там сверху блестит? Не хрень, а золотой петушок... Точная копия того самого Золотого Петушка, который сидит на башне в Казани, и смотрит на Москву, будя царя Салтана, когда на него войной идут...наш, соответственно, смотрит на Казань...почему сказки? Ежели татары опять пойдут войной. он три раза встрепенётся, вокруг себя он обернётся, и вскричит ...
'Кукареку! Царствуй, лёжа на боку!'- громко, ясно и отчётливо донесся из под платформы знакомый голос...
...Да, так оно, в общем-то и есть ...сорок процентов выпускников детских домов и интернатов в первый же год самостоятельной жизни пополняет ряды проституток, алкоголиков и наркоманов...но Катя, Катя...умница, отличница...
Как же...так же. В Историко-Архивный поступила влёт, первую сессию сдала на круглые пятёрки...профком выделил , бесплатную путёвку в профилакторий... Там и познакомилась с подающим надежды молодым доцентом (будущим членом команды реформаторов в розовых штанах... впрочем, безвестно потом сгинувшим в нетях...) 'Он слова тебе красиво говорит, только каменное сердце не болит....'- да хрен бы с ним, бросил и бросил...действительно убило Кэт то- что она случайно подсмотрела, как на кафедре, под гогот дэмократической преподавательской общественности, доцент - очень похоже, талантливо- изображал её кривобокую походку...и вот она здесь, под Третьей платформой, надёжная смена Шлёп-Ноги...
Наверное, стоило бы написать, что я вытащил её из под платформы, отмыл-одел-накормил...ну.
И что толку...если до самого предплечья на её левой руке сияла хорошая такая 'дорожка'... Такие дела.