?

Log in

No account? Create an account

Печальный странник

Что вижу- о том и пою!

Previous Entry Share Next Entry
Мой тезка уже на плаву!
holera_ham

18 декабря завершились государственные испытания океанского спасательного судна проекта 21300 «Игорь Белоусов». Целое 10-летие создавался корабль и уникальное оборудование на его борту. С его именем было связано немало мифов и легенд, скандалов и интриг. Наконец, несмотря на все препятствия и противодействия 25 декабря Военно-Морской Флот получил современное судно, новые возможности и технологии для развития поисково-спасательного и водолазного дела в России. Теперь на его флагштоке гордо развевается Андреевский флаг. Корабль будет доблестно нести службу на Тихоокеанском флоте, и вскоре отправится в пункт постоянной дислокации.

«Игорь Белоусов» — головное спасательное судно проекта 21300С, построенное для ВМФ России  на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге по проекту ЦМКБ «АЛМАЗ».

Предназначено для оказания помощи экипажам аварийных подводных лодок, лежащих на грунте или находящихся в надводном положении, подачи воздуха, электроэнергии и спасательных средств на подводные лодки и надводные корабли.

Кроме того, судно может осуществлять поиск и обследовать аварийные объекты, в том числе и в составе международных морских спасательных формирований.

Водоизмещение судна — 5000 тонн, длина — свыше 100 м.

«Игорь Белоусов» - современное спасательное судно, созданное для решения нескольких последовательных задач при проведении спасательных работ:  найти и обследовать аварийную подводную лодку, оказать помощь экипажу, эвакуировать моряков посредством спасательных аппаратов и выполнить подводно-технические работы с помощью водолазов и необитаемых подводных аппаратов для подготовки к судоподъемной операции либо утилизации или консервации затонувшей подводной лодки.

Для этого судно оборудовано комплексом поисково-спасательных технических средств, в состав которого входит: буксируемый гидролокационный комплекс для поиска объектов, в том числе заиленных, находящихся на дне, рабочий необитаемый подводный аппарат для выполнения широкого круга подводно-технических работ, обитаемый спасательный аппарат для эвакуации экипажа ПЛ иглубоководный водолазный комплекс (ГВК-450) для обеспечения водолазных спусков и лечения декомпрессионной болезни. Одной из важнейших особенностей судна является наличие системы динамического позиционирования, которая обеспечивает эффективную совместную работу всех спасательных средств на объекте.

Поставщиком специального вооружения - поискового оборудования и ГВК-450, является компания «Тетис Про», которая с 1991 года работает в области производства и поставки подводной и поисково-спасательной техники.

В связи с историческими перипетиями в России уже более 30 лет не строились новые спасательные суда для Военно-Морского Флота, четверть века не было и глубоководных погружений методом длительного пребывания (ДП) под повышенным давлением. Поэтому испытания СС 21300 стали вдвойне историческим и переломным моментом для российского ВМФ и в развитии водолазного дела России.

Со вступлением в ряды ВМФ судна «Игорь Белоусов» флот получает не только уникальный спасатель, но и площадку для развития техники и методик глубоководных погружений методом ДП.

Ведь комплекс служит для решения сразу двух задач, связанных между собой: обеспечения работы водолазов на глубинах до 450 метров и реабилитации подводников, эвакуированных с аварийной подводной лодки.

Итак, что же происходит при проведении глубоководного водолазного спуска в режиме ДП при использовании ГВК.

Водолазы размещаются в жилых барокамерах (БК), после чего по специальному режиму в отсеках барокамер поднимается давление, т.е. проводится компрессия. Давление доводится до показателя идентичного давлению внешней среды на глубине. Иногда при компрессии необходимо делать длительные остановки для адаптации организма водолазов к повышенному давлению.

После достижения заданных параметров давления и адаптации водолазов к параметрам окружающей среды рабочая группа из трех водолазов переходит в приемно-выходную барокамеру, надевает снаряжение и затем переходит в герметично подстыкованный к приемно-выходной барокамере и заполненный дыхательной смесью под тем же давлением и того же состава, что и в отсеках БК, водолазный колокол.

После того как водолазы размещаются в водолазном колоколе, люки колокола и приемно-выходной барокамеры закрываются, колокол отстыковывается. Спуско-подъемное устройство  переносит его к сквозной шахте, прорезающей корпус судна насквозь  и сквозь шахту опускает колокол в воду.

Прибыв на рабочую глубину, водолазы, открывают люк колокола, и два из них выходят в воду. Третий водолаз остается в колоколе: следит за работающими в воде водолазами, поддерживает с ними связь и готов, при необходимости, прийти им на помощь.

Дыхание водолаза обеспечивает отдельная двухшланговая система: по одному шлангу водолазу с судна подается свежая дыхательная смесь, по другому – использованная смесь откачивается на судно. Там она очищается от углекислого газа, обогащается кислородом и снова возвращается в систему газоснабжения, после чего снова подается водолазу на вдох. По отдельному шлангу на глубину подается горячая вода, которая обогревает тело водолаза.

Проработав необходимое количество часов на объекте, водолазы возвращаются в колокол и под тем же давлением, под которым они работали на объекте, поднимаются на поверхность. На поверхности колокол стыкуют с судовыми барокамерами, водолазы переходят в жилые отсеки барокамер и, не проходя декомпрессии, отдыхают до следующего спуска, а их место в водолазном колоколе занимает другая смена, а затем следующая и следующая, обеспечивая практически круглосуточную работу на объекте. И так в течение двух–трех недель или до завершения работы.

Декомпрессию все водолазы проходят один раз – по окончании работы или допустимого времени пребывания под давлением.

Во время пребывания людей в барокамерах давление дыхательной смеси, ее состав, температуру и влажность поддерживает специальная система жизнеобеспечения. Управление всеми системами агрегатами комплекса производится с двух постов управления: барокамерами и при осуществлении водолазных спусков с поста управления водолазными  спусками.

Запас компонентов дыхательной смеси содержится в баллонах высокого давления, отработанная дыхательная смесь собирается в специальную емкость – газгольдер, так называемые «легкие» комплекса, очищается и вновь закачивается в баллоны для ее повторного использования.