Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Category:

Святитель о России

О смысле революции 1917 года, истории России первой половины ХХ века, о ее будущем святитель немало размышлял в своих письмах, вошедших в сборник "Миссионерские письма". Многие из корреспондентов святителя - русские, оказавшиеся в эмиграции.

Вот, например, начало письма "Русскому ветерану, оплакивающему свою распятую родину": "Утешься, братик дорогой. Христос Воскресе! Не спрашивай, за что Господь испытывает Россию, ибо написано: Господь кого любит, того наказывает. И бьет. Именно так написано, что милостивый Бог бьет того, кого любит. Бьет в царстве земном, чтобы прославить в Царстве Небесном. Бьет, чтобы не прилепился к тленности земной, к мирским кумирам, к обманчивым идолам человеческой ловкости и богатства, к преходящим теням и нездоровым соблазнам…"

А в письме "Русскому К. Т., о русской трагедии" святитель останавливается на роли русской интеллигенции в подготовке революции 1917 года.

Приведу начало письма: "Вам известно, что русский народ выбрал Царство Небесное, еще когда принимал крещение от святого князя Владимира Киевского. И выбора своего он доныне не менял. Но русская интеллигенция поколебалась и изменила основополагающим жизненным понятиям, и то не вся интеллигенция, а некоторая ее часть. Еще во времена легковерной царицы Екатерины русская интеллигенция стала раскалываться на два лагеря. В одном лагере были те, кто вместе с народом хотел, чтобы Россия навсегда осталась Святой Русью, сохранила идеалы христианской святости в каждом человеке и во всем народе. В другом лагере те, кто хотел, чтобы Россия восприняла идеал земного владычества и земной культуры…"

Описывая двухвековую историю борьбы двух лагерей интеллигенции, Николай Сербский пишет об исходе этого противостояния: "Около двух веков велась борьба между двумя лагерями русской интеллигенции - и в политике, и в литературе, и в искусстве. Наконец, антинародная русская интеллигенция с земными умом и сердцем возобладала над народной интеллигенцией с небесными сердцем и умом…"

А вот письмо "Русскому изгнаннику, о единственно непостыдном". В ней в очень немногих словах святитель объясняет, почему русский народ вверг себя в революцию и хаос: потому что он перестал следовать за Христом, Спасителем, а пошел за политиками, которые самозванно провозгласили себя "спасителями России".

Вот первые строки письма: "Вы почти в отчаянии. Отчего? Оттого, что Вам стыдно за тех людей, от которых Вы ожидали спасения России. Но отчего не прилепитесь Вы к Тому, Которым не посрамился никто в истории русского народа? Я говорю о Том, с Кем венчалась душа русского народа тысячу лет назад, и всякий, верующий в Него, не постыдится (Рим. 9, 33)». А завершается письмо следующими словами: "Святая Русь всегда ожидала спасения не от твари, а от Творца".

Слова утешения и ободрения приходилось святителю находить и для некоторых русских священников, которые после 1917 года стали сомневаться в истинности христианства и непоколебимости Церкви. Вот, например, письмо "Русскому священнику Н. С., о беспокойстве за Церковь". Приведу вторую половину письма: "Святитель Григорий Двоеслов, описывая состояние Церкви своего времени, сравнивает ее со старым, разбитым бурями кораблем, в который со всех сторон заливается вода, ибо доски его прогнили и расшатались от волн, бьющихся об него каждый день. Это были времена тяжких испытаний - голод, эпидемии, смятение, отчаяние, войны, которые привели в упадок земледелие, люди не хотели создавать семьи, потому что думали, что наступает конец мира. Вот в каком состоянии находилась Церковь двенадцать веков назад. Но конец мира не наступил, положение поправилось, Церковь утвердилась. Если бы кормчим Церкви был человек, она погибла бы от бурь, но Кормчий ее и тогда, и теперь - всемогущий Дух Божий"[5].

Есть у святителя мысли о России и в письмах, адресованных корреспондентам, которые не были русскими, но которые очень переживали за Россию. Вот, например, письмо "Православному словенцу, о святой Русской Церкви", в котором гонения на веру и Церковь в России Николай Сербский сравнивает с гонениями Нерона и полагает, что Нерон уйдет в небытие, а Церковь будет стоять до скончания веков:

"Когда Вам сказали, что христианство может погибнуть навеки, как некогда вера древнего Египта, Вы мужественно и мудро ответили: "Когда погибает ложь, она погибает навеки, а если погибает истина, она воскресает". Это правда. Истина жива и в могиле, свободна и в узах, в темнице светла, в грязи чиста. То, что творят сейчас гонители веры на Святой Руси, враги Христа делали и раньше. Они погибли навеки, а истина воскресает снова и снова. Все, что происходит сейчас в России, не ново для Церкви Божией, все старо, как прах египетских пирамид, и все ничтожно, как гнев Нерона…".

А вот письмо, которое называется "Неправославному священнику, на вопрос: "За что Бог наказывает православную Россию?". В нем проводится мысль, что Бог через страдания России научает другие народы, к чему ведет отход от Христа и увлечение разными материалистическими теориями:

"…Мы можем увидеть в муках России знак Божий всем народам, чтобы береглись материализма и в теории, и в практике, в мыслях и в делах. Самые благородные умы прошлого столетия доказывали безумие и гибельность таких теорий…"

В конечном счете все размышления святителя о русской трагедии заканчиваются выражением веры в то, что пройдя через очистительное горнило испытаний, Россия духовно возродится и вновь станет Святой Русью. У нас нет оснований не верить Николаю Сербскому. Он обладал особой прозорливостью. Вспомним, что он сразу после окончания Первой мировой войны предрекал неизбежность Второй мировой войны. Вспомним, что несмотря на жесточайший режим Тито после Второй мировой войны, святитель был уверен, что коммунизм в Югославии падет. Но при этом Ватикан опять начнет пытаться установить свой контроль над православной паствой этой балканской страны (как он это пытался, но безуспешно, сделать в 30-е годы прошлого века в отношении Королевства Югославии). Более того, святитель предрекал распад искусственного югославского государственного образования, войну между славянами на территории бывшей Югославии и попытку Запада в сто первый раз стереть с лица Европы Сербию.

А вот в отношении будущего России его ожидания были более обнадеживающими. Этот оптимизм присутствует во всех выше перечисленных письмах. Например, в письме "Неправославному священнику…" святитель пишет: "И очевидно, что и славянская, и мировая миссия России не в том, что происходит там сейчас, но в том, что грядет после революции".

А в "письме "Русскому священнику Н. С., о беспокойстве за Церковь" напоминает жизнеутверждающие слова из Евангелия от Матфея (глава 16, стих 18): "Капля молитвы стоит дороже, чем море беспокойства. В особенности не следует отчаиваться из-за Церкви Божией. Если чему-то на свете обеспечена окончательная победа, то это победа Церкви Христовой: и врата ада не одолеют ее, сказал Господь".

Письмо "Русскому К. Т., о русской трагедии" заканчивается на следующей оптимистической ноте: "Сколько бы сатана ни выглядел умным в своих собственных глазах, он глуп во всех своих кознях против святой небесной логики. И рука сатаны не коснется души русского народа: Господь не попустит. И сила иудействующих в России не означает их победы, но только прелюдию к русской победе. Как и в случае с Иовом, так и в случае с Россией диавол покорно рабствует Всевышнему, всемогущему, непобедимому, победоносному Отцу Света".

Чтение работ святителя Николая Сербского очень полезно для любого христианина (даже православного). Ибо приближает читающего к Истине, к которой интуитивно стремится любой нормальный человек. Но работы святителя вдвойне целительны для русских. Пожалуй, никто из святых последних времен не выражал столь большого оптимизма в отношении будущего России, как святитель Николай Сербский. Впрочем, слово "оптимизм" не очень уместно в данном контексте. Это не "оптимизм" как некое психическое состояние человека. Это Дух Святой, действующий через святителя и подтверждающий слова старца Филофея о Москве как Третьем Риме: "Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти".

https://tsargrad.tv/articles/o-raspjatoj-rossii_82801
Tags: Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments