

– Для верующего человека брать благословение на то или иное важное событие своей жизни – просто норма. Тем более естественно желание ощутить милость Божию именно тогда, когда нам особенно тяжело, предстоит какое-то серьезное лечение или операция.
Из своей практики хирурга-травматолога могу засвидетельствовать: иногда операция идет на одном дыхании, и сразу ловишь себя на мысли, что за этого человека, который сейчас лежит на операционном столе, наверно, крепко молятся. Так, помню, достаточно давно, еще на пятом году моей врачебной практики, я оперировал матушку отца Виктора Шиповальникова. То, что я тогда впервые увидел, было совершенно несопоставимо с тем, как все это бывает у людей этого возраста накануне операционного вмешательства, во время операции и после. Все происходило невероятно легко! Матушка Мария Борисовна и сама, конечно, человек удивительный, и на операцию ее благословили, и молились за нее… А порою при тех же и даже объективно более простых показателях все дается неимоверно сложно. Отрицать факт воздействия духовной реальности на происходящее на физическом уровне, разумеется, невозможно.
Другое дело, что иногда бывает нужно сделать элементарную гастроскопию, а госпитализированный пациент будет во что бы то ни стало добиваться того, чтобы взять благословение, и не у кого-нибудь, а именно у всероссийско известного старца… Еще хуже, если обратившись к кому попало, получат «благословение» не делать то или иное обследование или операцию. Нарвутся на младостарца в неистовой прелести, а драгоценное время теряется… Я понимаю, что какой-нибудь очень духовный человек, которому действительно многое открыто из того, что последует далее, исключительно в конкретном случае может и не благословить делать операцию. Но именно люди духовно некомпетентные зачастую спекулируют на этом вопросе, настраивая доверчивых неофитов игнорировать рекомендации врачей. Об этом обязательно надо предупреждать тех, в общем-то, не сильно воцерковленных, кто имеет склонность искать в благословении некоей магической гарантии.
Уж насколько был глубоко духовен и – сейчас уже известны подтверждения – прозорлив владыка Алексий (Фролов; † 3.12.2013), архиепископ Костромской и Галичский, а прежде – Орехово-Зуевский, который в свое время и благословил меня на работу в больнице святителя Алексия, так и то он, когда к нему обращались за благословением на операцию, помню, мог позвонить и прямо при человеке так и спросить: «Леша, надо делать эту операцию или нет?»
В трудных ситуациях мы вместе с сотрудниками больницы собираемся на соборную молитву нашему святому
Больница – дело богоугодное. Знаю об этом не только из святоотеческих писаний – как известно, первый в мире больничный комплекс устроил святитель Василий Великий, – но и непрестанно убеждаюсь в этом на опыте. Врачебное дело – сложное, нашему Небесному покровителю мы молимся постоянно. Владыка Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, а также Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете Москвы, два раза в месяц неопустительно служит у нас молебен святителю Алексию. Когда у нас бывают какие-то трудные ситуации, мы вместе с сотрудниками собираемся на соборную молитву нашему святому. В особо важные моменты ездим поклониться мощам святителя в Елоховский собор. Непрестанно по ходатайству святителя Алексия происходят просто чудеса.