Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Веселый музыкальный фильм.


Сценарист фильма Николай Эрдман вместе с Владимиром Массом и Григорием Александровым ранее написал сценарий другого фильма Александрова «Весёлые ребята», однако, во время съёмок этой комедии в Гаграх в 1933 году, Эрдман и Масс были арестованы ночью после того, как актер Качалов, находясь под хмельком, продекламировал басню Николая Эрдмана «отцу народов». Фамилии обоих сценаристов из титров фильма были удалены. Приговор, вынесенный Эрдману, оказался мягким для того времени, - ссылка на 3 года в г. Енисейск. Это позволило Эрдману своевременно вернуться из ссылки и приступить к работе над сценарием "Волга, Волга", но, так как он не имел права жить в крупных городах, то поселился в Калинине (Тверь), куда к нему и приезжал режиссёр Александров для работы над сценарием.
Когда Александров понял, что картина, показанная Сталину еще до полного завершения, встретила неслыханное одобрение, он помчался в Калинин, где сидел Эрдман: «Коля, наш с тобой фильм становится любимой комедией вождя. Ты сам понимаешь, что будет гораздо лучше для тебя, если там не будет твоей фамилии. Понимаешь?» Эрдман понял…

Во время съемок был арестован и очень уважаемый директор картины Захар Дарецкий. Сразу прислали нового — у нас незаменимых нет.


Оператор, снявший большую часть картины, - Владимир Нильсен, вечером 8 октября 1937 года был арестован в номере 276 отеля «Метрополь», где проживал с супругой на время съемок. Нильсен к тому времени был знаменитостью, орденоносцем, завкафедрой операторского мастерства во ВГИКе. Незадолго до ареста Нильсен в качестве шеф-оператора сделал документальный фильм «Доклад тов. Сталина И. В. о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов». Зимой 1937-го был награждён орденом «Знак почёта» и получил легковую машину М-1. Зимой. А осенью того же года его арестовали.

Очевидцы рассказывали, что Нильсен на «Веселых ребятах» был не только оператором, но и сорежиссёром, соавтором сценария. Принимал участие в подборе актёров, в постановке трюков. И знаменитую заставку в виде рисованных портретов Чарли Чаплина, Бастера Китона и Гарольда Ллойда, которые «в картине не участвуют», придумал он, как и сцену с ласточками на проводах в виде «живых нот». Успех фильма открыл Нильсену дорогу в Голливуд. В 1935 году вместе с тогдашним главой ГУКа (Главного управления кинематографии) Борисом Шумяцким (позднее также репрессированным) и режиссером Фридрихом Эрмлером он посетил «фабрику грез», где встречался с Чаплиным и другими ведущими голливудскими кинематографистами, досконально изучил кинопроизводство и увлекся идеей создания «русского Голливуда».
Осужден Военной коллегией Верховного суда СССР по статье «шпионаж» и 20 января 1938 года расстрелян. Почти все друзья поспешили отказаться от репрессированного оператора. Из титров фильмов, созданных с его участием, упоминание о нём вырезали, заменив на имя Б. А. Петрова. Его книжку «Изобразительное решение фильма» изъяли из библиотек. Книгу «Американская кинематография», подготовленную к печати, уничтожили.
Tags: Коммунисты и Русский народ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment