Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Categories:

У каждой катастрофы есть фамилия, имя и отчество.


Самолет 3М это модификация бомбардировщика М-4 с увеличенной дальностью полёта. В конце 50-х годов из было произведено около 90 шт на Московском заводе №23 (сейчас ГКНПЦ имени М. В. Хруничева ).

8 марта 1963 года экипажи командира авиаэскадрильи подполковника Середы И.Н., ведущего, и командира отряда майора Гильметдинова Н.Г., ведомого, выполняли полет ночью на дальность в плотных боевых порядках на летно-технических учениях полка на 30 с временной дистанции, эшелонированные через 300 м., на эшелоне 11 600-11 900 м.Взлет производился ночью с аэродрома гарнизона "Украинка" (Благовещенск).

В полете ведомый неоднократно нарушал боевой порядок и режим полета. Он вплотную подходил к ведущему и даже выходил на его траверз на одной высоте, создавая угрозу столкновения. Об опасных сближениях м-р Гильметдинов неоднократно предупреждался членами обоих экипажей. Кроме того, Середа дважды давал команду занять свое место в боевом порядке. Пренебрегая этими требованиями и проявляя крайнюю недисциплинированность, Гильметдинов продолжал лететь рядом сведущим, отвечая по радио: "Вас понял, все вижу, у меня эшелон". При очередном сближении и при переходе с левой на правую сторону с потерей высоты произошло столкновение самолетов. Самолеты разрушились и сгорели. Десять членов экипажа погибли, шесть членов экипажа катапультировались и приземлилсь на парашютах. Личная недисциплинированность м-ра Гильметдинова не явилась случайной. Он и ранее допускал в полете сближение самолетов, о которых командование полка знало. Командир полка, отмечал некоторые успехи Гильметдинова в заправке топливом в полете, стал чрезмерно хвалить его, что привело к зазнайству, высокомерию, переоценке своих сил, пренебрежению к товарищам. Этому способствовали близкие отношения с подполковником Середой, которые привели на службе к панибратству. Все это привело в итоге к катастрофе и гибели людей. Причины: недисциплинированность майора Гильметдинова и невыполнение своих обязанностей ведущим - подполковником Середой .

(Со слов второго пилота Ми-4, Рослякова Льва Сергеевича):

Самолеты после 11-часового полета должны были приземлится у нас, в Якутске, в авиапорту Маган.
Поиск велся звеном вертолетов 1 Ми-4 и 2 Ми-1 в районе реки Куолума и по речкам Бары-Бала и Улахан-Чагары. На месте катастрофы бушевал пожар, горела тайга на большой территории. Рвались снаряды и боевые припасы. Лев Сергеевич хорошо запомнил прорубленную тележкой шасси просеку, диаметр колеса достигал примерно двух метров. Один самолет рухнул вертикально вниз. Останков не нашли, только собрали 5 пистолетов. Катапультировавшиеся люди были в парализованном шоковом состоянии. Помню, у одного из них лицо было распухшее (как после драки), видимо, пока он добрался до люка (это был кормовой стрелок), его изрядно побросало по кабине. Останки пятерых членов экипажа второго самолета вывезли.
Tags: Коммунисты и Русский народ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments