Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

А знаете, что это за дворец?




В 1894-м году, в связи с введением "питейной монополии", министр финансов С. Ю. Витте выдвинул идею создания Попечительств о народной трезвости. Эти организации строили народные дома, обеспечивавшие "культурный досуг" низших слоев России. Попечительства курировались Министерством финансов , получая от него субсидии на строительство, также в помощь провинциальным строителям составлялись примерные проекты (так, в 1899-м году серию схематичных планов составил гражданский инженер В. Н. Пясецкий).
Санкт-Петербургское городское попечительство о народной трезвости было образовано в январе 1898 года. Председателем его стал принц А. П. Ольденбургский, активно занимавшийся благотворительностью не только в области культуры, но и в области медицины и медицинской науки (так именно он был инициатором создания и главным попечителем Института экспериментальной медицины). Городская управа выделила Попечительству участки земли в Петровском, Екатерингофском и других городских садах и парках. Уже весной 1898 года открылся народный театр Попечительства в Таврическом саду, в 1899-м году - театр на Глухоозерской (Мельничной) улице, перестроенный из производственного корпуса.
Для размещения "центрального учреждения" попечительства в январе 1898 года был выбран участок в средней части Александровского парка. Правда Витте не поддержал этот выбор, а Городская дума и вовсе сочла неуместным соседство народных развлечений с Петропавловской крепостью, где находится императорская усыпальница, но принц Ольденбургский пользуясь связями при дворе смог продавить это решение. Для удешевления строительств Попечительство ходатайствовало перед Министерством финансов о том, чтобы ему были переданы "оставшиеся без всякого применения здания Нижегородской выставки" и получило в свое распоряжение конструкции павильона Художественного отдела выставки.
Возведение Народного дома было поручено архитектору Г. И. Люцедарскому. Выбор этот объясняется личным знакомством с принцем Ольденбургским, поскольку сразу по окончании Академии художеств Люцедарский поступил на должность техника в уже упомянутый Институт экспериментальной медицины. В дальнейшем Люцедарский активно сотрудничал с принцем Ольденбургским во многих проектах, и благодаря покровительству принца получил звание Архитектора Высочайшего Двора в более молодом возрасте, чем многие архитекторы, работавшие непосредственно на царскую семью.
В восточной части здания разместился театральный зал на 1500 сидячих мест и большое количество мест стоячих. Размещение сцены соответствовало боковому ризалиту здания, расширенному пристройкой с торцевой стороны. В прессе писали, что этот театр "будет если не самым красивым, то во всяком случае самым оригинальным театром в столице". Машинерией театра занимался главный машинист Императорских театров Н. А. Бергер, организовавший здесь новейшие театральные "спецэффекты", такие, как разноцветное освещение с регулировкой силы того или иного цвета.
К нему примыкала столовая, занимавшая правый ризалит и пристроенное крыло. Она имела два уровня и могла одновременно вместить до полутора тысяч человек.
Народный дом оборудовали всеми новейшими техническими средствами: электрическим освещением (ток давала собственная электростанция), паровым отоплением низкого давления, усиленной вентиляцией. Особое внимание уделялось противопожарной безопасности. В здании стояли приборы контроля за температурой, электрическая сигнализация. Двери для эвакуации автоматически открывались при срабатывании электромагнитов, а сцена могла отделяться от зала занавесом из гофрированного железа и заливаться "искусственным дождем".
Строительство здания завершилось к концу 1900-го года. 12 декабря 1900-го года состоялась торжественная церемония освящения здания.
Хотя работа Народного дома Николая II была заточена в первую очередь не столько под просвещение, сколько под развлечение масс. Тем не менее (а возможно именно благодаря этому), Народный дом пользовался большой популярностью. В выходные дни его посещало до 20 тысяч человек. Вход через турникет стоил 10 копеек (за эти деньги можно был доступен железный зал, фойе и сад с аттракционами).
Пресса писала: "Во время антрактов публика широкой волной разливается по всему обширному зданию; залы настолько обширны, что толкотни особой незаметно. На куполе первой залы масляными красками написаны карты всех частей света, России особенно; около купола идет веранда и на ней всегда и собираются любители географии".
Использовался Народный дом и для различных общественных мероприятий.
Tags: История и современность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments