?

Log in

No account? Create an account

Печальный странник

Что вижу- о том и пою!

Previous Entry Share Next Entry
Подлинная Колыма
holera_ham

Строительство важнейшего для экономического развития региона моста через реку Колыму, который обеспечил сквозное движение от Магадана до Ягодного, было завершено 5 мая 1937 года. Восемь месяцев потребовалось строителям, состоявшим в основном из заключенных, чтобы возвести 385-метровую деревянную арочную переправу, сообщает MagadanMedia.

Колымский мост начали строить в октябре 1936 года. Пролеты были длинной около 100 метров, а высота моста достигала 15 метров. Уникальность сооружения заключалась в том, что он был сделан из дерева. Фермы делались из огромных лиственных бревен, скрепленных болтами, и сибирская лиственница оправдала свою славу.

К 1935 году на строительстве колымской трассы трудились 15 тысяч заключенных. Стройку моста объявили ударной, Берзин сказал – кто даст 200% выработки на протяжении всей стройки, тот будет освобожден. Работа велась в три смены, днем и ночью при любом морозе.

Вот как описывает события бывший заключенный К. Реев:

Обрывистый берег над Колымой на протяжении нескольких километров был застроен домами, бараками и даже коттеджами, где жили ИТР. Начали возводить первый железно-бетонный бык. Их всего должно было быть восемь или девять. Настил моста и фермы деревянные. Река в том месте примерно с километр шириной. Был конец ноября-начало декабря 1936 года. Морозы доходили уже до 50 градусов. Ребята мерзли страшно. Нас в УРЧ лагеря зарегистрировали. Предупредили, что будем работать без конвоя, что вокруг всего строительства в пределах нескольких километров – зона. Кроме того, за невыход на работу — РУР.

Алексей Яроцкий писал:

"У начальника Северного горнопромышленного управления, кажется Мусатова, была большая холеная черная борода; как-то, глядя на буйную Колыму, он сказал: "Ставлю свою бороду, что к 1 мая моста не построить". И на стройке, поперек будущей проезжей части моста, лицом к поселку Ягодному, где работал Мусатов, появился плакат: "Отрежем бороду Мусатову – дадим проезд 1 мая". И вот 1 мая 1937 года в присутствии Берзина, под хохот и свист строителей, огромными ножницами отрезали бороду Мусатову. Так тогда агитировали, и так работали.

Этот мост строил заключенный инженер Сенкевич, в день открытия движения по мосту его освободили по приказу Берзина. Однако после ареста Берзина его вновь посадили, но в 1939 году, когда мост выдержал совершенно исключительное по масштабам и нанесенному ущербу наводнение, снова освободили".

Глава "Дальстроя" Эдуард Берзин на торжественном открытии Колымского моста 10 июня 1937 года особо отмечал:

Наступление на Заколымье задерживал медленно курсировавший паром, поток грузов застревал на переправе. Отныне прочный мост соединил правый и левый берег могучей таежной реки. Впервые в СССР построен деревянный арочный мост с ездой поверху. Эта блестящая победа вызывает у нас заслуженную гордость за большевистскую технику, помноженную на стахановский труд.
Подробнее: https://magadanmedia.ru/news/435882/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com


  • 1

Приказано: забыть...

Вот: Урановый рудник. Бутугычаг-2015. Колыма. https://52vadim.livejournal.com/518044.html
Урановый рудник Бутугычаг-2015. Колыма. Часть-2. https://52vadim.livejournal.com/517658.html

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  • 1