Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Categories:

Это не Колыма...


"Самый большой списочный состав лагерей был не на Колыме, не на Воркуте и не на БАМЛАГе. Самый многочисленный был ДМИТЛАГ, Москанал с центром в городе Дмитрове," — писал Варлам Шаламов в романе "Вишера".
От тяжелых условий труда погибло огромное число людей — по архивным данным, приведенным в работе историков А.И. Кокурина и Н.В. Петрова, смертность в Дмитлаге, за весь период его работы, с 14 сентября 1932 года по 31 января 1938-го, составила 22 842 человека. Из воспоминаний и дневников современников строительства можно узнать, каким был труд на канале.
Инженер Крохин Александр Васильевич:

"До сих пор стоит перед моими глазами жуткая картина: продувающий до костей студеный ветер бросает в усталые серые лица колючие иголки. Из-за грунтовых вод людям приходится работать по колено в воде в раскисшей грязи. Немногие выдерживали этот каторжный труд. Умерших хоронили без гробов, в общих ямах".
Это свидетельство находит отчасти подтверждение и в газетной хронике. В марте 1937 года в "Рабочей Москве" среди ряда заметок был такой пример энтузиазма строителей, которые спешили закончить строительство в срок: в 15-градусный мороз людям приходилось стоять по колено в воде, но никто не жаловался.

В дневнике Владимира Михайловича Голицына, семья которого жила в то время в Дмитрове, а брат и сестра работали на канале, есть такая запись от 14 апреля 1934 года:

"Машка рассказывала, что у них во Влахернской на 3-м шлюзе в шурфе завалило рабочего-заключенного. Ему оставалось только 7 дней до освобождения после 5 лет концлагеря".
Сергей Голицын, работавший на канале вольнонаемным, часто выезжал на объекты, попасть на которые можно было только по пропуску:

"Каждый отдельный строящийся «объект» — шлюз, насосная станция, отрезок самого канала — окружался колючей проволокой в два ряда, вдоль проволоки через определенное количество метров высились вышки с обозрением во все стороны, там торчали часовые, презрительно называемые «попки», а пространство, окруженное колючей проволокой, называлось «зона»; внутрь можно было войти только через вход — «вахту». Там часовой проверял пропуск, пропускал машины с грузом. Впрочем, грузовые машины в большом количестве появились лишь на последнем году строительства, а до того было много лошадей, запряженных".
Основная работа на канале делалась вручную. Механизация пришла уже на завершающем этапе. Из воспоминаний Галины Левинсон, которая работала над проектированием канала Москва-Волга:

"Копали канал лопатами, грузили на грабарки с лошадкой или просто на тачки и вывозили по проложенным мосткам и дорогам. <…> Когда привезли первые два экскаватора, всех инженеров из проектного отдела как ветром сдуло. Помчались смотреть на чудо, которого даже инженеры не видели".
https://www.memo.ru/ru-ru/
Tags: Коммунисты и Русский народ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments