Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Categories:

Непотопляемый


Чарльз Герберт Лайтоллер.

Родился Лайтоллер в 1874 году в Англии. В 13 лет поступил юнгой на парусное судно, а уже через два года пережил свое первое кораблекрушение: в ноябре 1889 года парусник «Холт Хилл» в Индийском океане попал в сильнейший шторм и налетел на риф у необитаемого острова Сен-Поль. Из команды спаслись всего 8 (по другой версии 37) человек. Восемь дней пришлось «робинзонить» на острове, пока их не подобрал случайный пароход.

В 1900 году Лайтоллер, уже опытный моряк, поступает на службу в компанию «Уайт Стар Лайн». В апреле 1912 он второй помощник капитана «Титаника». Именно он вечером 14 апреля передал вахту первому помощнику Уильяму Мердоку. После столкновения с айсбергом Лайтоллер руководил посадкой в шлюпки пассажиров по левому борту, Мердок - по правому. Лайтоллер стал самым старшим по должности офицером лайнера, которому удалось спастись в этой катастрофе. Поэтому он выступал главным свидетелем при расследовании.

По окончании расследования вернулся в «Уайт Стар Лайн», назначен первым помощником на лайнер «Океаник». С началом Первой Мировой войны «Океаник» переоборудован во вспомогательный крейсер британского флота. Лайтоллеру был присвоен чин лейтенанта. 8 сентября 1914 года при патрулировании у берегов Шотландии «крейсер» недалеко от острова Фула налетел на риф. Повреждения были столь серьезны, что экипаж решено было эвакуировать. Лайтоллер непосредственно руководил эвакуацией. Через три недели волны окончательно добили корабль, он разломился пополам и затонул.

Летом 1916 года Лайтоллер назначен командиром эсминца «Фэлкон». 1 апреля 1918 года при сопровождении конвоя транспортных судов «Фэлкон» был протаранен вспомогательным крейсером «Джон Фитцджельд», переоборудованным из траулера. Лайтоллеру снова пришлось спасать экипаж. Эсминец затонул.

Вины Лайтоллера в кораблекрушении расследование не нашло, и ему под начало передали эсминец «Герри». 19 июля 1918 года эсминец тараном потопил немецкую подводную лодку UB-110. Но и у «Герри» носовая часть оказалось сильно разворочена. 100 миль до порта пришлось идти задним ходом.

После войны снова вернулся в «Уайт Стар Лайн», но не получил там назначения, соответствующего его заслугам и опыту. Пришлось из компании уйти. Пробовал разводить кур, торговал недвижимостью. В 1929 году купил старый баркас, собственноручно переделал его в яхту, которую назвал «Сандаунер». На этой яхте путешествовал вместе с семьей, возил туристов на французский берег и обратно.

31 мая 1940 года из Адмиралтейства поступило предписание о передаче маломерных судов военно-морскому флоту для эвакуации англо-французской группировки, прижатой к Ла-Маншу в Дюнкерке. Отдать свою яхту Лайтоллер отказался, заявив, что никто лучше него с поставленной задачей не справится. 1 июня он отправился к французскому берегу. Кроме него на «Сандаунере» находились его старший сын Роджер и бойскаут Джеральд Эшроф.

Пятерых они сняли с горящего баркаса еще по дороге туда. Прибыв в Дюнкерк, под обстрелом и бомбами забрали еще 125 человек. 18-метровая яхта была рассчитана человек на 20 максимум. Солдат для экономии места и веса принимали на борт без оружия и снаряжения. На обратном пути «Сандаунер» несколько раз атаковали немецкие самолеты, но Лайтоллеру умелыми маневрами удалось уберечь перегруженное судно от попаданий. Все целыми и невредимыми были доставлены в порт Рамсгейт.

Во второй рейс Лайтоллера не пустили из-за тихоходности «Сандаунера». Он и его яхта до конца войны были в резерве ВМФ, патрулировали прибрежные воды.

Катастрофы и войны пощадили Чарльза Лайтоллера. Но двое его сыновей погибли. Младший - Брайан, пилот Королевских ВВС погиб в самом начале войны, 4 сентября 1939 года. Старший – Роджер после похода в Дюнкерк пошел служить на флот. Погиб в конце войны, 9 марта 1945 года. Сам Лайтоллер скончался 8 декабря 1952 года в возрасте 78 лет от обострения хронических заболеваний, вызванных великим лондонским смогом.
Tags: Флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments