Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Categories:

Убогость царской России - строительство Хабаровского моста, самого крупного тогда в мире


Было предложено несколько проектов мостовых переходов. Выбор пал на вариант, предполагавший строительство объекта в 8 км от Хабаровска в районе деревни корейских рыбаков Осиповки. Это место было выбрано из-за наличия двух островов на месте возможного строительства, что немного облегчало задачу.

Алексеевский мост (первоочередное его название) спроектировал Лавр Дмитриевич Проскуряков совместно с инженерами Г.П. Передерием и П.Я. Каменцевым. Непосредственно строительными работами на месте руководил инженер Б.И. Хлебников, который в свою очередь подчинялся А.В. Ливеровскому, начальнику строительства Восточно-Амурской железной дороги.
Хабаровский мост назвали инженерным чудом не только за размеры сооружения. Перед проектировщиками и строителями стоял ряд непростых задач, учитывая глубину Амура около 14 метров в месте возведения моста, сильное течение, два паводка, а также ледоход.

Согласно проекту, мост насчитывал 18 арочных металлических ферм (по 127 м в длину) и один правобережный пролет (длинной 38 м), а также железобетонную аркаду из шести пролетов. Общая длина моста — 2,6 км (сегодня с подъездными эстакадами – 3,9 км).

Для возведения опор и эстакады было использовано 18 кессонов разных типов в зависимости от назначения (деревянные, металлические, железобетонные). По внешнему контуру ледорезной части кессонов укладывали гранит, чтобы сдерживать механические нагрузки. Пустое пространство внутри конструкций заполняли камнем и бетоном.

Возвели мост за три года (с 1913-го, хотя подготовительные работы на участке велись с 1911-го), правда, проект планировали завершить на год раньше. Дело в том, что части металлических ферм для будущей конструкции изготавливали в Варшаве и Днепропетровске (тогда Екатеринославль). Их доставка (по воде до Владивостока) происходила не всегда вовремя, а один из кораблей с двумя такими фермами затонул вследствие пожара в районе Шри-Ланки (по одной из версий судно потопил немецкий крейсер). Да и Первая мировая война внесла свои коррективы: доставлять материал стало сложнее и дольше по времени.

Случались на объекте и непредвиденные обстоятельства. Например, ледоход в 1915 году частично разрушил строящийся объект, хотя основная его часть чудом уцелела. Были трудности и другого характера: зимой рабочих донимал сильный мороз, а летом изнуряющая жара в придачу с кусачими мухами и комарами. Интересно, что другой мост через Амур протяженностью 1,5 км в районе города Комсомольска в начале 1970-х строили в два раза дольше.
В то время (начало XX в.) на разных участках строительства Транссибирской магистрали возникали забастовки рабочих, недовольных условиями труда и задержками заработной платы. В случае с Хабаровским мостом ситуация была прямо противоположной. Местный генерал-губернатор Н.Л. Гондатти регулярно бывал на объекте, дабы убедиться лично, что рабочие получают все необходимое, вплоть до качественного медицинского обслуживания. С питанием, как сообщают источники того времени, проблем тоже не было. Например, каждому кессонщику и клепальщику ежедневно полагалось выдавать по полкилограмма мяса. Сообщалось, что Гондатти лично выслушивал все жалобы и старался удовлетворить насущные потребности тружеников.

Всего на объекте задействовали около 5 тыс. рабочих, среди которых были и вольнонаемные, и арестанты; привлекали, разумеется, и профильных специалистов. Трудились над возведением моста практически круглые сутки, в две смены по 10 часов.

Этот объект, без преувеличения, называют инженерным чудом. Его опоры спроектированы и выполнены настолько хорошо, что сооружение смогло в последующие десятилетия выдержать нагрузки, превосходящие расчетные. И даже при последующей реконструкции было решено не возводить новых, а лишь нарастить ледорезную часть прежних опор.

Конечно, сегодня (после реконструкции) мост выглядит уже не так, как сто лет назад. Однако он по-прежнему является живым памятником гениальным инженерам Российской Империи.
Tags: Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments