Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Categories:

Крестьянский художник.


Лобовиков Сергей Александрович . Вятский «мужицкий фотограф»
Родился в семье сельского дьячка.
Провёл несколько лет в сельской школе, затем поступил в духовное училище. Откуда пришлось уйти по болезни. (Чтобы победить болезнь, он стал купаться в реке в любое время года — и «затянулось» это состязание-ныряние на всю жизнь, изрядно укрепив здоровье.) Вскоре умерли его родители, и 13-летний Сергей был отправлен в Вятку. Отдан «за харчи и жильё» учеником владельцу фотоателье, первому своему наставнику купцу П. Тихонову: пришлось испытать роль мальчика на побегушках. Исполняя всю чёрную домашнюю работу.

Тогда-то и заметил дотошный Тихонов, что малец-работничек совсем уж нешуточно присматривается к фотоделу, подолгу задерживается в павильоне, в лаборатории — всё разглядывает, обо всём расспрашивает. Понравился он купцу-фотографу. И смышлёному пацану, втайне грезившему о великих достижениях, стали поручать самостоятельную работу. Так пробежало 5 годков.

Через много лет Тихонов скажет о своём бывшем ученике: «Он потому-де так выбился на дорогу, что у него воля недюжинной силы». — Воля, добавим, непреодолимо направленная на всеохватную помощь людям.

Потом — армия, жизнь в Петербурге — учёба у прославленного русского фотографа Буллы, главы знаменитой фотографической династии. Знакомство с нижегородским художником-фотографом А. Карелиным. В 1894 году Сергей Александрович вернулся в Вятку и открыл своё фотоателье.

А тут начались неприятности, козни, подсиживания со стороны его собратьев по фотоделу: не хотели они пускать Лобовикова в свой мир, порочили перед жителями Вятки. Всё испытал молодой парень: безденежье, голод, вражду и непонимание нововведений: «Если фотограф замажет все морщины и тени, даст вместо живого лица чистую бумагу и наведёт на такое «произведение» глянец, то публика в восторге от работы. Да, вкусы!»

Лобовиков не сдавался, работал и учился. Много читал — книги по истории, философии, анатомии, психологии, истории и теории искусства. Ездил по российским городам, за границу (1900 — 1903). Бывал на фотовыставках, впитывал фотонауку у великих мастеров.
И вдруг тихую сонную Вятку облетела необыкновенная новость, сродни бухнувшему с неба аэроплану: С. А. Лобовиков получил золотую медаль на Международной фотовыставке в Дрездене! (1909 г.)

Всполошились жители, фотографы-профессионалы и любители: как? за что? почему Лобовиков? Ещё больше удивились они, когда узнали, что, оказывается, Лобовиков уже 10 лет участвовал в российских и зарубежных конкурсах, имеет награды Петроградской, Киевской, Парижской выставок! (1900 г.) А получил он их за то, что выставлял фотоработы, отражающие российскую жизнь, — быт и труд крестьян, русскую природу.
«Я — фотограф мужицкий, — утверждал он — Мой объект — мужик. Быт его меня интересует со всех сторон».


Обратите внимание - мужики-то в будний день, с кожаных сапогах!

А дом-то на заднем фоне - землянка с земляным полом! как утверждают красножопые мрази. А это - Вятская глубинка.

Детки крестьянские... а что это у мальчонки справа в руках? не иначе книжки? Да, коммунисты только и научили грамоте!

Босоногие по летнему времени... да дома, железом крыты, и ветряк


Гармонист!


И опять же, землянку строят. В сапогах! в будний день


Ну, собственно, бытовая сценка... да вы обратите, из КАКИХ бревен изба сложена.

Уездная Чердынь, девятнадцатый век. Ничего не напрягает? а столбы с проводами заметили?

До лампочки Лукича еще три десятка лет

Эх, жила Великая Россия...
Tags: Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment