Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Categories:

Тачка и лопата...

"Машина ОСО,
Две ручки, и колесо!"

Бодайбинская узкоколейная железная дорога по праву считается уникальной среди всех узкоколеек России. В то время, в этот таёжный край можно было добраться только пароходом по реке Витим (Угрюм-река).
Основанием для постройки железной дороги в этом суровом краю, отрезанном от большой земли горами с непроходимой тайгой, явилась добыча золота.

Железная дорога должна была связать порт Бодайбо с приисками. Инициаторами её стройки были иркутские золотопромышленники М.А. Сибиряков, Е.А. Немчинов, И.И. Базанов.

Они обратились с ходатайством к генерал-губернатор А.Д. Горемыкину, который 27 марта 1894г. его удовлетворил. Для изыскания мест для будущей дороги был приглашён инженер путей сообщения Станислав Станиславович Гендель, которым было решено строить дорогу с узкой колеёй 914мм.

В 1895г. началось строительство железной дороги, на средства «Компании Промышленности» и «Прибрежно-Витимской компании». Летом этого же года из Германии в Бодайбо были доставлены два узкоколейных паровоза «Карл Страуз». 30 сентября 1896г. комиссия в составе инженера Ленского горного округа Р.Ф.Левицкого, главного управляющего «Компании Промышленности» В.Я.Кокоулина и руководителя работ инженера П.И.Мальцева приняла в эксплуатацию участок Бодайбо – Зимовье.

Промышленная добыча золота вызвала научно-технический бум в этом глухом сибирском краю. Первую российскую электростанцию на речке Ныгри построило в 1896г. Ленское золотопромышленное товарищество, ее мощность составляла 300 кВт. Через три года у старателей появился первый электрический подъемник породы из шахты. Примерно в это же время ветку на Надеждинском прииске электрифицировали и движение поездов осуществлялось электровозом.
1 ноября 1897г. было открыто движение на втором участке железной дороги от ст. Зимовье до ст. Верхний. С этого момента кроме грузового, было открыто пассажирское движение. В этом же году на Бодайбинскую дорогу поступили английские паровозы «Керр Стюарт». Согласно проекту, полностью завершить строительство дороги планировалось через два года, но из-за климатических условий и сложности трассы, закончена она была только в 1906г. Её конечным пунктом являлась ст. Васильевская.

В последующие годы путевое хозяйство активно развивалось, прокладывались новые железнодорожные ветки. Бодайбо был обтянут железнодорожными путями как паутиной. К 1909г. ее протяженность составляла 45км и ещё 10км разъездов. К 1916г. дорога значительно "подросла", составы ходили сначала до ст. Наклонной, а потом до Весенней. Общая протяженность на тот момент составляла 83км. Вскоре вдоль речушек Бодайбинка, Большой Догалдын и Большой Ченчик рабочие проложили еще три ветки, предназначенные для вывоза леса, доставки грузов, а также пассажиров.
Накануне Октябрьского переворота движение осуществлялось в следующем направлении: Бодайбо - Перевал - Тетеринская - Ежовка - Утесистая - Ильинская - Троновская - Александровская - Надеждинская (Апрельск), протяженность достигла 120 км.
Как и на основных магистралях, в Бодайбо были открыты железнодорожные: детский сад, школа, библиотека и дом культуры. Также в ведении Бодайбинской железной дороги находились: кирпичный завод и портово-выгрузочный участок.
После революции дорога была заброшена, и в 1967 году окончательно демонтирована.
Электровозы сменила советская тачка - машина ОСО (особого совещания).
Канал Рюкзак Туриста
Tags: Россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments