Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Category:

Об лапотной русской деревне...



Гусеничные паровые трактора, казалось бы, изначально предназначенные для бездорожья, для вспашки земли не годились. Мощность двигателя была слишком мала, а вес слишком велик, чтобы вытянуть из влажной почвы десятитонную махину, даже без плуга. Зато локомобили к сельскохозяйственным нуждам сумели приспособить: машина двигалась на краю поля или обочине дороги, а плуг по полю перемещался с помощью системы тросов. С семидесятых годов XIX века они широко использовались и в Российской империи. Так, в селе Тимашево Самарской губернии трудились 10 паровых тягачей «Фоулер». Они работали на свекольных полях и на местном сахарном заводе. Топливом им служила… солома!

Отечественные машиностроители сумели оперативно наладить собственное производство таких машин. Первый российский локомобиль выпустили в 1875 году на Людиновском паровозном заводе акционерного общества «Мальцовские заводы». Вслед за ним потянулись и другие. Это не удивительно: спрос на технику рос с каждым годом. В 1875 году в сельском хозяйстве Российской империи применялось 1,3 тыс. локомобилей, в 1901 году — 12 тыс., а в 1904 году — 17 287 штук. В 1911 году российский изобретатель Яков Мамин создал машину, которую назвал «Русский трактор 2». После незначительных доработок ее запустили в серию и к 1913 году собрали 163 машины. Немного, но на фоне мировых показателей – неплохо.

В США, например, до Первой мировой войны никто не рассматривал производство тракторов как серьезный бизнес. Тракторы все еще проигрывали лошадям по соотношению стоимость/производительность. Причем не только в Российской империи, где основными сельхозпроизводителями были крестьяне-единоличники с небольшими участками земли – порой трактору и не развернутся. Даже в США, владея большими участками земли, фермеры еще середине двадцатых годов чаще покупали автомобили, а не трактора.

В 1907 году конструкторы Генри Форда создали проект трактора с ДВС, но в серийное производство запустить его не удалось. В 1915 году он предпринял вторую попытку. Снова безуспешно. Акционеры Ford Motor Company заблокировали его инициативу. Основателю пришлось создавать новую компанию для производства тракторов Fordson («Форд и сын»). Первый заказ получили из-за рубежа в мае 1917 года, еще до запуска завода. Правительство Великобритании решило организовать с помощью 5 тыс. тракторов распашку пустошей. К началу двадцатых годов «Фордзон» стал самой распространенной моделью в мире. Техническое новшество не прошло мимо внимания советского правительства.

В марте 1918 года Яков Мамин встречается с Владимиром Лениным, который с жаром подхватывает идею создания отечественного трактора. Через год, в марте 1919 года, выступая с трибуны VIII съезде партии, Владимир Ленин озвучил мысль о 100 тыс. тракторах для Советской России. В апреле 1919 года при ВСНХ была образована Комиссия по тракторостроению, однако результаты ее деятельности оказались скромны. Сумели выпустить не более 500 машин одной модели. Для аграрной страны, какой в то время была Россия, — капля в море. Только в 1924 году СССР удалось наладить массовый выпуск колесных тракторов. К тому времени Яков Мамин на основе своего «Русского трактора 2» создал трехколесный вариант под названием «Гном». Уникальная машина, если ее сравнивать с импортными аналогами.

Например, если «Фордзон» состоял из 1500 деталей, то «Гном» всего из 300, что значительно облегчало его ремонт и техническое обслуживание. Отечественная машина была более легкой — менее полутора тонн – и многофункциональной. Могла перевозить на тележке груз массой до 4 тонн со скоростью 4 км/час, тянуть плуг или жнейки, а также служить двигателем для насосов, мельниц, молотилок и других сельскохозяйственных механизмов. Параллельно с «Гномом» с 1923 года выпускали колесный трактор «Запорожец», предназначенный для обработки небольших крестьянских наделов. До 1927 года сделали около 500 машин.

В том же 1923 году советские газеты сообщили о создании трактора «Коломенец», предназначенного для пахоты, сева, молотьбы. Он мог питать и генератор, энергии которого хватало для освещения села в 500 домов. Правда, авторы умолчали о том, что прототипом его послужил дореволюционный американский трактор «Могул». В образце оказалось слишком много сложных в производстве и эксплуатации узлов и агрегатов, так что инженеры внесли в конструкцию ряд изменений. В результате вес машины снизился с 4 до 2,7 тонн, правда при этом и мощность снизилась на треть.

Были и другие проблемы, не позволившие создать надежную машину. С 1923 года по 1925 год выпустили 231 «Коломенец» четырех модификаций. В 1924 году Яков Мамин сконструировал новый «крестьянский» трактор «Карлик». Двигатель этой машины расходовал значительно меньше топлива, чем «Запорожец». И значительно, чуть ли вдвое, выигрывал в весе и одновременно в тягловой силе. По этому показателю он превосходил даже «Фордзон». Выпускались «Карлики» в трехколесном и четырехколесном вариантах. Усовершенствования Мамина – например, почвозацепы на колесах стали использховать во всем мире.. Производство «Карликов» прекратили в конце двадцатых годов, когда началась коллективизация. На месте мелких хозяйств появились огромные колхозные поля, для которых требовалась другая техника.

Самым массовым трактором к тому времени был выпускаемый по американской лицензии «Фордзон-Путиловец». С 1924 года до 1932 год на ленинградском заводе «Красный Путиловец» было собрано до 42 тыс. машин. У этой модели был единственный недостаток. Изначально она предназначалась для фермерских хозяйств, и ресурс ее рассчитывался на 500-600 часов работы в год. В условиях коллективизации соблюдать его стало невозможно. Работа с повышенной нагрузкой неизменно приводила к массовым поломкам и авариям. Да и сама модель к началу тридцатых годов морально и технически устарела. С 1930 года в СССР началось массовое производство СХТЗ 15/30. До 1950 года было выпущено 390,5 тыс. машин.

Трактор был разработан на основе конструкции одного из лучших тракторов того времени американского «Интернешнл Мак-Кормик Диринг 15/30».
https://histrf.ru/biblioteka/b/ot-lokomobilia-k-traktoru-i-tanku
Tags: Коммунисты и Русский народ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments