Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Categories:

Малаховские богатеи


В 1880 году открылась пассажирская остановка дачных поездов на 27-й версте, которую назвали Малаховкой по имени ближайшего населённого пункта, Соколово-Малахово, от которого дорога прошла в одной версте. Ближайшими станциями были Люберцы (на 19-й версте) и Быково (на 31-й версте). Вблизи этой платформы со временем возник дачный поселок Малаховка.

Служащие дороги пользовались бесплатным проездом и составляли значительную часть пассажиров в первые годы застройки посёлков. Их доля в общем числе пассажиров в 1903 году составляла 40%, в 1908 году 35% и в 1911 году 27%. Кроме того, Правление Общества уделяло серьёзное внимание материальному положению своих служащих. Наталия Николаевна Чебышева вспоминала: «В Малаховке почти с момента её возникновения жили главным образом служащие на железной дороге, так как владельцам (магнатам железной дороги) выгодно было заселять станции. <…> Служащим предоставлялась льгота на провоз стройматериала. Сосновые брёвна – сухие, не ставные, привозили из-под Рязани. Поэтому дома были долговечны. Железнодорожники знали друг друга».

Железнодорожные служащие, будучи первыми постоянными жителями Малаховки, играли важную роль в жизни посёлка и приняли участие в основных событиях его дореволюционной истории. Особенно выделим несколько семей.


Николай Иванович Чебышев – тоже был железнодорожником. Не имел высшего образования, занимал небольшую должность, вроде помощника бухгалтера. Построил дом для себя и дом для своей матери (Южная улица и Тургеневский проезд). Имел большую семью. Дочери: Нина, Мария, Ольга, Наталья, Валентина и самая младшая – Елизавета.


Шепель - прораб на строительстве дороги.



Многие малаховцы знают весьма приметный дом архитектора В. А. Мыслина (Советская, 15) неподалёку от Петропавловской церкви. Спроектировал дом сам хозяин – железнодорожный инженер А. М. Мыслин. Дом построен в лучших традициях дачной архитектуры, деревянный, с резьбой на фронтоне, большими окнами.

Черниковы – семья, жившая в Малаховке на ул. Толстого. Семья эта была крестьянско-купеческого происхождения. Сергей Николаевич Черников окончил военно-инженерное училище. Некоторое время работал на Казанской железной дороге, а затем на электростанции Грюнберга в Малаховке; устанавливая электропроводку на одной даче в Малаховке, на террасе он видел эсерку Фанни Каплан, предположительно совершившую покушение на В. И. Ленина на заводе Михельсона. С 1919 по 1922 год он работал электротехником на электростанции Красковской больницы, а с 1922 года осветителем Летнего театра.

Кравец и Поликарпов. По воспоминаниям Арии Карловны Куршевиц, архитектора и краеведа, одной из собирателей общественного музея, большая дача на углу ул. Советской, где был красивый сад и декоративные ели, принадлежала архитектору Кравцу, работавшему в правлении Казанской железной дороги. Улица Малая Коренёвская, вблизи Коренёвского шоссе, с односторонней застройкой из 12 дач фасадом в сторону большого хвойного лесного массива, заканчивалась большой благоустроенной 2хэтажной дачей, где постоянно жила семья инженера правления Казанской железной дороги Н.Н. Поликарпова

Многие ключевые для Малаховки события или начинались с инициативы железнодорожных служащих, или не обходились без их участия:

1) Малаховка театральная. Неповторимую прелесть и самобытность придавал малаховской дачной жизни Летний театр, где часто выступали известные артисты, ставились спектакли, соответствующие столичному уровню. Первое упоминание о какой-либо театральной жизни в Малаховке – журнал «Театрал» за 1896 год: «Управление Московско-Казанской железной дороги, желая доставить рабочим дороги развлечения, предполагает устроить для них в течение рождественских праздников несколько бесплатных спектаклей. Любителями из служащих управления дороги представлены будут "Женитьба" и "Ворона в павлиньих перьях", причем в антрактах будет играть собственный оркестр п/у г. Шеффера. Спектакли будут устроены в помещении мастерских дороги и состоятся 27 и 30 декабря, а затем 2 и 3 января будущего года».

Журнал «Театрал» за 1987 год: «В дачной местности Малаховка (в 27 верстах от Москвы по Моск.-Каз. ж/д) кружок любителей, преимущественно из служащих названной дороги, в истекшее лето дал 7 спектаклей. Постановка отличалась тщательной срепетовкой и общим ансамблем. <…>. Ввиду успешного начала предполагается построить в будущем году в Малаховке закрытый театр и ставить в нем спектакли еженедельно». В антракте, несмотря на мокрый грунт, подростки и юнцы с наивными девицами танцевали и резвились без устали. Площадка перед сценой (с местами для публики), а равно и небольшой садик были переполнены публикой. Очень хорош оркестр».

Конка. На заседании Правления Общества Московско-Казанской железной дороги в 1899 году было рассмотрено «Дело о сооружении подъездного конно-железнодорожного пути общего пользования к платформе Малаховка». Для улучшения развития дачной жизни в Малаховке правление утвердило соглашение с владельцем земли, кандидатом права Алексеем Дорофеевичем Соколовым по вопросу строительства конки в пределах его владения в «сельце Малаховка». Предполагалось, что конная железная дорога будет эксплуатироваться в течение летнего дачного сезона – с 1 мая по 1 сентября. Правление имело в виду, что на тот момент во владениях Соколова насчитывалось около 200 дач и что «конно-железная дорога, помимо преимущественного передвижения по сообщению дачников между собою и с купальнями на реке Македоновка, может рассчитывать не менее, как на одного пассажира с каждой дачи, что даст 200 пассажиров в день с ежедневною выручкою в 16 рублей». В договоре с А. Д. Соколовым рассмотрены в мельчайших подробностях все детали эксплуатации земли и условия постройки дач вблизи конки. Одним из аргументов в пользу устройства конки указано удачное расположение посёлка, «по своей возвышенной и весьма сухой местности представляющего все данные для успешного развития дачных поселений», но активное строительство дач может развиваться только при наличии удобного пути сообщения со станцией Малаховка.

Гимназия. До 1908 года в Малаховке существовала лишь церковно-приходская школа при Петропавловском храме. Инициатором был врач Красковской больницы Михаил Самойлович Леоненко. Увлекли и писателя Николая Дмитриевича Телешова. 30 июля 1908 года последовало распоряжение об открытии среднего учебного заведения в посёлке Малаховка с курсом мужских гимназий для лиц обоего пола. Официально школа называлась «Красково-Малаховское средне-учебное заведение». Из числа состоятельных, влиятельных, имеющих большие связи и особо энергичных лиц был образован «Комитет Общества устройства загородного средне-учебного заведения смешанного типа близ станции Красково-Малаховка». Председателем комитета был М. С. Леоненко. Попечительницей Общество выбрало Е. А. Телешову, а почётным председателем Комитета – Н. Д. Телешова. Членами комитета являлись 290 человек, в том числе: С. И. Чебышев, П. П. Медоусов – рядовой железнодорожный служащий, сумевший повлиять на правление Московско-Казанской железной дороги и включить его в состав членов Общества. По сути дела, Правление являлось шефом гимназии, помогало ей регулярно, изо дня в день, из года в год. Рабочие и служащие дороги перевезли и доставили строительные материалы от изготовителей до места застройки. Их участие представляло подлинный факт личного труда, ибо машинисты должны были совершать лишние рейсы, а диспетчеры должны были ввести их в расписание движения поездов. Помощь железной дороги этим не ограничивалась. По финансовой отчётности видно, что Правление дороги ежегодно отпускало Комитету Общества пособия не менее 600 руб., ежедневно отвозило на занятия и с занятий учащихся, живших вдоль линии железной дороги.

В 1910 году из частных зимних дач Дейстфельда и Давыдова учащиеся были переведены в новое светлое, просторное двухэтажное здание. В школе работали педагоги высокой квалификации, эрудированные и, по сути, обладающие энциклопедическими знаниями, расширенная программа по изучению основ наук сочеталась с трудовым обучением. Из стен школы вышли выдающиеся деятели науки и культуры. Сейчас в здании бывшей гимназии находится средняя школа № 48.

После Октябрьской революции многие дачи были национализированы. В годы индустриализации в пустующих дачах расселили значительное число вновь приехавших в Москву рабочих. Возникло несколько дачных посёлков для работников различных отраслей: Красная Звезда, Мосдачтрест, Май, Обрабпрос. В результате всего этого состав населения сильно изменился, и служащие Казанской железной дороги перестали быть столь многочисленной и авторитетной группой населения. Но и в 20-е – 30-е годы железная дорога представляла жильё своим служащим на северной и южной сторонах Малаховки (ул. Некрасова, Рельсовая и др.)

Дарья Давыдова,
зав. научно-просветительским отделом Музея п. Малаховка (подразделение МУК "Музейно-выставочный комплекс" г.о. Люберцы)
Tags: Россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Жива Русь Православная

    Валаамский инок. Григорий Чайников. Холст, масло. 1991.

  • Социализьм, как он есть!

    С тех пор, как в 2006-м году ушел из жизни прежний туркменский президент Сапармурат Ниязов, в этой стране многое поменялось в сторону некоторой…

  • Голодающая Россия

    Консервы. Мясные. САМО-РАЗОГРЕВАЮЩИЕСЯ.

  • И даже они не смогли победить!

    В картине все прекрасно - и джентльмун (с усами! не иначе британский майор!) с Воблей-Скоттом, и раненый волынщик, играющий марш, и свирепый гуркх…

  • Совейские!

    Вот поэтому-то коммунисты colonelcassad mikle1poltora_bobra все эти Лавлинские, одним словом - мечтают о…

  • Вдали от столиц. Иркутск

    \Особняк местного олигарха? Большая улица. Музей Географического общества Значит, был еше и летний! Большая улица. Кинотеатр «Декаданс»…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments