Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Categories:

Конка в дачном поселке


Рельсы конки. Петропавловская (ныне Советская улица). 1910-е годы. Фото А. Т. Саладина.

На рубеже XIX и ХХ веков дачная зона превратилась в вариант промежуточного пространства между городом и сельской местностью, не являясь в полной мере ни тем, ни другим. Дачная культура предусматривала тесную связь между городом и дачным поселением: сельские прелести (чистый воздух, тишина и проч.) должны были сочетаться с комфортом, свойственным для города.

Катализатором развития дачных посёлков в Подмосковье стало развитие железных дорог. По данным В. В. Мунькина, Первый поезд по нашей Московско-Рязанской железной дороге прошёл 20 июня 1862 года. Строительство второго пути относится к 1870 году, остановочного пункта Малаховка – к 1880 году. Соседними станциями тогда были Люберцы и Быково. Стоимость строительства платформы Малаховка – 4189 рублей. Строительство третьего и четвёртого путей (на месте «Невского проспекта») начато в 1913 году, окончено в 1926 году.

Более 120 лет назад, в 1899 году, на заседании Правления Общества Московско-Казанской железной дороги было рассмотрено «Дело о сооружении подъездного конно-железнодорожного пути общего пользования к платформе Малаховка».

Для улучшения развития дачной жизни в Малаховке правление утвердило соглашение с владельцем земли, кандидатом права Алексеем Дорофеевичем Соколовым по вопросу строительства конки в пределах его владения в «сельце Малаховка». Предполагалось, что конная железная дорога будет эксплуатироваться в течение летнего дачного сезона – с 1 мая по 1 сентября.

Владение А. Д. Соколова в 1898 году составляло по длине 2,5 версты, имело площадь 458,3 десятин и насчитывало около 200 дач. Правление имело в виду, что «конно-железная дорога, помимо преимущественного передвижения по сообщению дачников между собою и с купальнями на реке Македоновка, может рассчитывать не менее, как на одного пассажира с каждой дачи, что даст 200 пассажиров в день с ежедневною выручкою». В числе аргументов в пользу устройства конки указано удачное расположение посёлка, «по своей возвышенной и весьма сухой местности представляющего все данные для успешного развития дачных поселений», но активное строительство дач может развиваться только при наличии удобного пути сообщения со станцией Малаховка. Учитывая предполагаемое количество перевозок, было запланировано оборудовать линию тремя лёгкими вагонами, один из которых отводился в запас. С большим вниманием в документах рассмотрены варианты заводов, которым Общество предполагало заказать вагоны для конки, и среди них даже был устроен своеобразный «тендер», в котором победил Коломенский завод. Стоимость строительства конки составила 2000 рублей.

Маршрут конки начинался возле железнодорожного переезда, далее шёл по ул. Тургенева мимо парка (огибал парк сзади; парк кончался примерно там, где сейчас туалет и конюшня), далее – по ул. Петропавловской (Советской) до конца. Протяженность маршрута – 3,2 версты туда и обратно, соответственно, длина перегонов – 1,6 верст. Ширина колеи – 5 футов, скорость движения – 5 вёрст/ час. Пропускная способность – 37 пар поездов. Особенности пути: Прямых участков – 82%, кривых – 18%, уклонов до 0,005 – 28%, до 0,01 – 44%, до 0,015 – 9%.

Использовались вагоны Коломенского завода: 3 единицы стоимостью по 1250 рублей, из которых 2 были на ходу, 1 в запасе. Вес конки – порядка 2000 кг. Стрелки разъезда были произведены АО «Артур Коппель», стоимость – 660 рублей.

Конку везла парная упряжка. Смена лошадей осуществлялась в полдень.

В каждом вагоне было 20 сидячих и 10 стоячих мест.

Конка работала с 1 мая по 1 сентября по 12 часов в сутки. Тариф на всё протяжение линии составлял 5 копеек, а на половину пути – 3 копейки.

По всей вероятности, после Октябрьской революции Московско-Казанская железная дорога перестала выделять средства, необходимые для функционирования конки, и поэтому какое-то время конка была заброшена (по воспоминаниям А. К. Куршевиц, в начале 1920-х неиспользуемые вагоны стояли возле станции). Затем пути конки были постепенно разобраны.

26 января 1965 года на заседании Исполкома Малаховского Поселкового Совета Депутатов трудящихся было решено произвести слияние и переименование некоторых смежных улиц, в частности: 3-й Конный проезд с улицей Чайковского именовать улица «Чайковского», 2-й Конный проезд с улицей Щепкина именовать улица «Щепкина», 1-й Конный проезд с улицей Ленина именовать улица «Ленина». Вероятно, эти проезды были в своё время связаны с эксплуатацией конки.

Дарья Давыдова,
зав. научно-просветительским отделом Музея п. Малаховка (подразделение МУК "Музейно-выставочный комплекс" г.о. Люберцы)
Tags: История, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments