Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Categories:

Свинцовые ужасы царизма: малаховский дачный театр


Феноменом дачной культуры названо явление Малаховки на рубеже 19-го и 20-го веков. Термин «Малаховский образ жизни» включал в себя много понятий, но главным можно считать Малаховский Летний театр, за которым закрепилось еще и название «филиал Малого».

Бесплатные любительские спектакли в конце 19-го века (первое упоминание в 1886 году в журнале «Театрал») к началу 20-го сменились выступлениями профессиональных артистов (1903 год, журнал «Театральный курьер»). В 1904 году артист Васюченко-Галицкий на земле братьев Соколовых строит профессиональный закрытый театр, в афишах обозначенный как Новый.

Малаховка традиционно считалась любимым местом отдыха московских артистов, особенно актёров Малого театра, здесь быстро сложился коллектив единомышленников, делавших малаховский театр удачливым и рентабельным. В 1910 году театр Васюченко-Галицкого сгорел, на его месте в 1911 году появилось новое театральное здание со сценическим кругом и электрическим освещением. В 1912 году журнал «Рампа и жизнь» вводит специальную рубрику «Малаховский театр», труппу которого взяли в свои руки актеры Малого театра М.Ф. Ленин и С.А. Головин.

В репертуаре были представлены почти все пьесы А.Н. Островского, большинство актеров были из Малого театра, а также театров Корша и Незлобина. Выступали знаменитости из Большого, Мариинского и Александринского театров. В 1915 году в Малаховке дебютировала Фаина Раневская. Жил в Малаховке и А.А. Бахрушин, основатель Театрального музея в Москве.


ГЕЛЬЦЕР ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВНА (1876–1962) – выдающаяся балерина. Более сорока лет, с 1894 по 1938 годы, танцевала в Большом театре. Также выступала в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Среди наиболее известных исполненных ею партий – Эсмеральда («Эсмеральда» С. Пуни), Аврора («Спящая красавица» П. И. Чайковского) и Тао-Хоа («Красный мак» Р. М. Глиэра). Народная артистка СССР с 1925 года. Награждена Сталинской премией. Неоднократно выступала в Малаховском Летнем театре. Имела дачу в Малаховке на углу улицы Тургенева и Театрального проезда (напротив входа в парк). Интересно, что и композитор Рейнгольд Морицевич Глиэр, написавший музыку к балету «Красный мак» – первому советскому балету на революционную тему, и художник Михаил Иванович Курилко, создавший декорации к этому балету, и Екатерина Васильевна Гельцер, танцевавшая главную партию, жили и работали в Малаховке.



ДАРЬЯЛЬСКИЙ ИОСИФ ИВАНОВИЧ (настоящая фамилия Григорьев; 1890?–1962?) – суфлёр Малого театра и адми-нистратор Летнего театра. В старших классах гимназии освоил профессию суфлёра - работал в нескольких частных театральных труппах. В 1914 году по конкурсу прошёл в Малый театр. Иосиф Иванович славился прекрасной памятью, безошибочной интуицией, многие пьесы он знал наизусть, суфлировал М. Н. Ермоловой, Г. Федотовой, А. Южину, П. Садовскому, А. Остужеву. Актёры наградили Дарьяльского титулом «короля суфлёров». С 1919 по 1934 год был администратором малаховского Летнего театра, имел дачу в Малаховке. М.В. Миронова вспоминала: «Невысокий человек восточного вида, всегда в белом с головы до ног. Мы не знали, где он живёт, сколько ему лет, женат ли он, какие доходы имеет за свой огромный труд. Совершенно непонятно было, когда он ухитряется есть, пить, спать… Целыми днями белоснежная черноголовая фигура мелькала по Малаховскому парку, и к нам приезжали гастролёры, о которых до сих пор вспоминают местные старожилы». «Администратор и душа театра» – так сказано об Иосифе Ивановиче на мемориальной доске Летнего театра в Малаховке.


КООНЕН АЛИСА ГЕОРГИЕВНА (1889–1974) – известная русская актриса. Играла в МХТ с 1906 по 1912 год, в 1913 году – в Свободном театре. Затем 35 лет играла в Камерном театре, основанном А. Я. Таировым. В 1935 году получила звание Народной артистки РСФСР. Алиса Георгиевна оставила подробные воспоминания о своих выступлениях в Малаховке. Несмотря на то, что актриса была сильно загружена работой, Малаховка ей запомнилась как праздник: «Трудно представить, как могла я выдержать тогда в Малаховке такое сумасшедшее напряжение – и творческое, и физическое. Я работала буквально двадцать четыре часа в сутки. Конечно, жизнь в Малаховке я не ощущала бы до конца праздником, если бы наряду с нечеловеческой работой не было, хотя и коротких, прогулок после спектакля по малаховским дорожкам и тропам. Правда, ни сирени, ни соловьёв, обязательных в те времена атрибутов романтики, уже не было, стоял конец июня. Но луна светила, из сада доносилась музыка, из-за заборов дач благоухали цветы. И на эту незатейливую дачную поэзию живо откликалась моя озорная молодость, жадная к жизни».


ЛЕШКОВСКАЯ ЕЛЕНА КОНСТАНТИНОВНА (1864–1925) – драматическая и комедийная актриса. Окончила Музыкальное драматическое училище Московского филармонического общества, где одним из её педагогов был О.А. Правдин. В 1887 году дебютировала на сцене Малого театра, а на следующий год была принята в его труппу. Уже в своих первых ролях обратила на себя внимание зрителя выразительностью, эмоциональностью и лёгкостью игры. Дарование Лешковской было многогранным. Начав с драматических ролей, она постепенно переключилась на роли комедийные. Елена Константиновна обладала и великолепным юмором, и женственностью, и обаянием, и выразительным голосом, была мастером «театрального диалога». В конце жизни возглавляла Студию имени Ермоловой. С 1924 года – народная артистка Республики. Выступала в Малаховском театре.


НЕЖДАНОВА АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА (1873–1950) – русская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР. В 1902 году дебютировала в Большом театре в партии Антониды в опере Глинки «Жизнь за царя». Это было начало её творческого пути. После революции Нежданова продолжала работать в Большом театре. Исполнила более 40 партий. Сценическими партнёрами певицы были крупнейшие певцы, в том числе Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов. Аккомпаниаторами – С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин. До революции Нежданова посещала Малаховку, когда выступала в Малаховском Летнем театре. Сохранился пропуск, который она выписала для одной из дочерей первого застройщика посёлка – Ф. И. Шпигеля: «Прошу пропустить в артистическую комнату г-жу Шпигель. А. Нежданова». Позже неоднократно гостила в Малаховке со своим мужем, Николаем Семеновичем Головановым (главный дирижер Большого театра с 1948 по 1953 год).


ПЕВЦОВ ИЛЛАРИОН НИКОЛАЕВИЧ (1879–1934) – актёр-трагик. В 1902 году начал выступать на сцене. До 1913 года был актёром театров Костромы, Харькова и других городов. В 1915–1925 годах работал в московских театрах: в театре Незлобина, 1-й студии МХТ, театре Суходольских. С 1925 года играл в Ленинградском академическом театре драмы имени Пушкина. Среди лучших его ролей – король Лир, Отелло, царь Фёдор Иоаннович, Тартюф, Городничий. С 1932 года Певцов – народный артист РСФСР. И.Н. Певцов выступал и в Малаховке. В спектакле по пьесе Л.Н. Андреева «Тот, кто получает пощёчины» он играл вместе с юной дебютанткой – Фаиной Раневской – и предсказал ей большое будущее. Раневская позже вспоминала: «Я очень хорошо помню, каким потрясением в Малаховском театре была для меня встреча с великим трагическим актёром Певцовым. Об этом удивительном художнике и большом человеке вспоминаю благоговейно. Считаю его первым моим учителем. Его заветами я прожила долгую жизнь…».

ПЕТРОВ ВАСИЛИЙ РОДИОНОВИЧ (1875–1937) – великий русский бас, 35 лет пел в Большом театре. Успешно выступал за границей. Долгие годы жил с семьёй на даче в Малаховке. После революции дом Петрова в Новороссийске национализировали, а в 1924 году, в честь юбилея Василия Родионовича – 25 лет на сцене Большого театра – дом вернули, но Петров попросил заменить дом дачей под Москвой. Просьбу выполнили, и Петровы получили двухэтажный дом на Ворошиловской улице (ныне ул. Щорса), до того принадлежавший Кетхудову. Петровы жили на этой даче более 30 лет, пока не продали её в 1957 году. По воспоминаниям дочери певца, Ирины Васильевны, на малаховской даче Петрова бывали Л. Оборин, И.С. Козловский, балалаечник Н.П. Осипов. Из малаховских жителей Петровы общались с врачами В.Л. Фейгиным и П.М. Леоненко. Выступал на сцене малаховского Летнего театра еще до 1917 года.


РАНЕВСКАЯ ФАИНА ГЕОРГИЕВНА (1896 – 1984) – актриса театра и кино. Её ярчайший творческий путь начался в 1915 году ˗ произошло это именно в Малаховке, в Летнем театре. Раневская сыграла роль Матильды в пьесе Л. Н. Андреева «Тот, кто получает пощёчины». Роль была без слов. Перед спектаклем Раневская подошла к трагику Иллариону Певцову, исполнявшему роль клоуна, и спросила, что ей делать в спектакле. «Ты просто должна очень меня любить», – ответил Певцов… После спектакля её увидели в гримёрной плачущей. «Что с тобой?» – спросил Певцов. «Я так любила вас весь вечер…» – плача, произнесла она. «Запомните эту девушку, друзья… Она будет настоящей большой актрисой», – предсказал Певцов. «Театр в Малаховке был одним из очагов, где в короткие месяцы летнего сезона теплилась творческая жизнь и создавалось подлинно реалистическое искусство. Там мне довелось увидеть великую русскую актрису Садовскую, игра которой меня глубоко потрясла. Там же я играла с Мариусом Петипа, Радиным, Правдиным, Певцовым, наблюдая которых, я училась собранности, сосредоточенности, вниманию – всему тому, что лежит в основе системы Станиславского».



РОЩИНА-ИНСАРОВА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА (урождённая Пашенная, 1883–1970) – актриса. Дочь актёра Н.П. Рощина-Инсарова и сестра народной артистки СССР В.Н. Пашенной. Играла в театрах Астрахани, Пензы, Ростова-на-Дону, Самары и других городов, в московском театре Корша, на сцене Театра Литературно-художественного общества в Петербурге. В 1909–1911 годах – актриса Театра Незлобина в Москве. С 1911 года по 1913 год играла в Малом театре. В 1919 году эмигрировала. Среди лучших ролей Екатерины Николаевны – Нора («Кукольный дом» Х. Ибсена), Маргарита Готье («Дама с камелиями» А. Дюма), Элиза Дулиттл («Пигмалион» Б. Шоу), Катерина («Гроза» А. Островского), Нина («Маскарад» М. Лермонтова). Д.С. Мережковский назвал Рощину «одной из наших самых тонких и пленительных артисток». Играла в Малаховском Летнем театре в с спектаклях «Цена жизни», «Воспитатель Флаксман», «Обнажённая» (1910-е годы).



РЫНДИНА ЛИДИЯ ДМИТРИЕВНА (1882 или 1983–1964) – актриса театра и кино, писательница, вторая жена Сергея Соколова-Кречетова. Играла в Киеве, позже (по рекомендации Ф. Сологуба) оказалась в московском театре Незлобина, где играла в спектаклях «Дитя любви», «Изумрудный паучок», «Король Дагобер», «Принцесса Грёза», «Ставка князя Матвея» и других. Во время Первой мировой войны начала сниматься в немом кино и имела успех. Лидия Дмитриевна эмигрировала в 1919. Снималась в кино в Германии и Австрии. В 1923 году в Берлине была издана её книга «Фаворитки рока». После войны печаталась в основном в парижском журнале «Возрождение». В Малаховском театре играла в пьесах «Соколы и вороны», «Бой бабочек», «Дети Ванюшина», «Брачный бойкот», «Ночь любви и приключений», «Иван Мироныч», «Ниобея», «На маневрах», «Труд и капитал», «Свадьба Кречинского», «Родина», «Сполохи (Жизнь достанет)».


САДОВСКАЯ ОЛЬГА ОСИПОВНА (1850–1919) – великая русская актриса. Играла в Малом театре с 1881 года. Ученица и любимая актриса А.Н. Островского, в пьесах которого она создавала необыкновенно яркие и живые образы («Лес» – Улита, «Без вины виноватые» – Галчиха, «Таланты и поклонники» – Домна Пантелеевна). В Малаховке Ольга Осиповна и члены ее семьи играли в Летнем театре. Е.М. Шатрова вспоминала: «Участвовать в спектакле «Старый друг лучше новых двух» Островского Шлуглейт пригласил О.О. Садовскую. Гущина – одна из самых первых, если не первая роль, сыгранная Ольгой Осиповной в Малаховском театре. Я играла Оленьку впервые, волновалась жутко. И от встречи с Ольгой Осиповной, от того, что не знала, на какой мотив поётся песенка, с которой Оленька начинает пьесу… Я сказала Садовской, что не знаю мотива песенки. Ольга Осиповна ответила: «Я вам спою её, а вы повторите». Песня, напетая мне Садовской, прожила со мной много лет. Я пела её, играя Оленьку, пела и в других пьесах Островского. Сейчас вспоминаю прошлое, а в ушах звенит забавный мотивчик – незримый подарок гениальной Садовской...»


САШИН (ФЁДОРОВ) ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1856–1918) – актёр и кинемато-графист. В конце 1880-х годов стал выступать в провинциальных театрах в качестве комического и характерного актёра, позже приобрёл известность и в Москве, с 1905 г. артист Малого театра. Талантливый и увлечённый фотограф, Сашин одним из первых в России приобрёл в середине 1896 года и освоил «хронофотограф» – аппарат, позволявший осуществлять киносъёмку. Сюжеты, заснятые Сашиным, – «Вольная Богородская пожарная команда в Москве», «Конно-железная дорога в Москве», «Игра в мяч» – представляли собой хроникальную съёмку. В Малаховке выступал в качестве режиссёра и актёра – например, 2 июля 1911 года участвовал в спектакле «Бесприданница». В августе 1910 года театральная пресса отмечала его бенефис в пьесе Д. Айзмана «Жёны». Участвовал в проходивших на даче Телешова в 1918 году съёмках фильма «Честное слово» с участием дочерей Ф. И. Шаляпина Ирины и Лидии.



СУМБАТОВ-ЮЖИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (Сумбаташвили; 1857–1927) – актёр, театральный деятель, драматург. Впервые вышел на сцену в 1876 году в Летнем театре в Тифлисе. В 1882 году пришёл в Малый театр, где играл в комедиях, драмах. Проявил себя как яркий романтический актёр, мастерски владел словом, был талантливым трагиком и не менее талантливым комиком. В 1909 году, после смерти А.П. Ленского, был назначен управляющим труппой. С 1918 года – председатель Совета Малого театра. С 1923 года — директор театра. С 1926 года – почётный директор. Автор пьес, которые пользовались большим успехом и ставились в Малом театре, театре Корша и других театрах. С 1922 года Южин – Народный артист РСФСР. Драма Южина «Старый закал» была поставлена в Малаховском Летнем театре 23 июня 1913 года. Сам драматург был частым гостем в доме Н. Д. Телешова.


ШАТРОВА ЕЛЕНА МИТРОФАНОВНА (1892–1976) – драматическая актриса. В свой первый театральный сезон в харьковской труппе Н.Н. Синельникова Шатрова сыграла несколько главных ролей. Второй сезон был в Киеве, где Е. Шатрова познакомилась с Н. Радиным, между ними завязался роман. Весной 1915 года Радин послал ей телеграмму: «Если наше будущее для Вас, как для меня, было, есть и будет самое большое и значительное в жизни, то согласитесь служить с первого мая по пятнадцатое в Малаховке под Москвой. Подумайте, проверьте себя. Ваш ответ самое главное, что только было в жизни. Моя любовь к Вам безгранична». Шатрова вспоминала: «Предложение с первого по пятнадцатое мая служить в Малаховке. Малаховка – это предлог. Последняя надежда человека на трудно выстраданное счастье». В Малаховке с большим успехом шёл спектакль «Пигмалион» Бернарда Шоу; Шатрова играла Элизу Дулитл ˗ это одна из лучших работ актрисы.




ЮРЕНЕВ АЛЕКСАНДР ЕФИМОВИЧ – русский актёр, режиссёр. В 1910-х и начале 1920-х играл в театре миниатюр «Летучая мышь», в театре «Художественного просветительного Союза рабочих организаций (ХПСРО)», в театре Корша. Снимался в кино. В 1924 году Юренев ушёл со сцены и стал работать как режиссёр, педагог и художественный руководитель различных трупп. Юренев выступал в Малаховке в молодости, в 1915 - 1916 годах, в спектаклях «Тот, кто получает пощёчины», «Дни нашей жизни», «Мадам Сан-Жен», «Самсон и Далила» и других. После войны Александр Ефимович поселился в Малаховке, женился на Е.М. Белозёровой (директор одного из детдомов), руководил драмкружком МДГ, занимался организацией самодеятельности в клубе МЭЗа и школах. Из воспоминаний З.С. Назаровой: «Кружковцами у него были и самые «трудные учащиеся». На некоторых мы просто хотели бы махнуть рукой, с полной уверенностью в их неисправимости. Не могли найти подход. А он находил! Мы просто диву давались, видя эти метаморфозы. С каким почтением относились дети к своему руководителю... Вежливость и учтивость были его заповедями».


Автор Дарья Давыдова, зав. научно-просветительским отделом Музея п. Малаховка (подразделение МУК "Музейно-выставочный комплекс" г.о. Люберцы)
Tags: История, Россия
Subscribe

  • И еще о Великой и Бескровной

    Воспоминания последнего начальника Петроградского охранного отделения Константина Глобачёва сохранили свидетельства беспрецедентной жестокости по…

  • Слезы крокодила

    Гражданин Кыргызстана Чынгыз Анарбек, въехавший в толпу болельщиков неподалеку от Красной площади, в суде попросил прощения у пострадавших. Об этом…

  • Тюрьма-старушка, дай погремушку!

    Ростов-на-Дону. 26 июля. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону во вторник вынес обвинительный приговор в отношении…

  • Летучий Хохлянцец.

    Российские пограничники задержали в экономической зоне РФ в Чёрном море украинский танкер «Смольный». Об этом сообщили в управлении…

  • Как нетолерантненько-то...

    Полиция Москвы за минувшую неделю пресекла деятельность сразу 39 этнических преступных групп. Об этом сообщили в столичном главке МВД.…

  • Хорошо! Но мало, мало дали...

    "Мы судим не только самого Костенко, но и идею его злодеяний - идею фашизма и нацизма, которые спустя 70 лет после Победы вновь пытаются…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments