Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Category:

Следы кровавого царизма в глухой тайге...


Русский физик, уроженец Турьинских рудников Александр Степанович Попов — изобретатель радио.

В этот раз Чусовая открыла нам страницу, связанную с научным и промышленным взлётом России в конце XIX – начале ХХ века. Русские люди придумывали и осваивали новые технологии. Первая радиоволновая телеграмма со словами «Генрих Герц», отправленная Александром Поповым и Петром Рыбкиным в марте 1896 года, была сродни гагаринскому «Поехали!»
Циолковский бредит полётами в космос и в 1903 году разрабатывает теорию реактивного движения. Русский физик Борис Розинг в 1907 году патентует первый аппарат с электронно-лучевой трубкой и фотоэлементом, прообраз телевизора. Сергей Прокудин-Горский, ученик Менделеева, открывает метод цветной фотографии. Илья Мечников открывает фагоцитоз и исследует клеточное пищеварение, в 1908 году став Нобелевским лауреатом.


Электрический омнибус инженера Ипполита Владимировича Романова
В 1878 году Владимир Шухов строит в Баку первый в России нефтепровод, а четыре года спустя новороссийский грек Николай Бенардос патентует «электрогефест» — электрическую дуговую сварку металлов. Инженер Ипполит Романов в 1899 году разработал модели электрических кэбов, придумал и выполнил в металле электрический омнибус на 17 пассажиров, предвестник троллейбуса.



Игорь Иванович Сикорский у первого двухмоторного варианта самолёта «Гранд». Комендантский аэродром, март 1913 года.
В 1904 гoдy Николай Жyкoвский формулирует теорему о подъёмной силе тела (крыла), обтекаемого идеальной жидкостью или газом, которая определяет развитие авиации.
В 1913 году Игорь Сикорский поднимает в воздух самолёт с семью пассажирами – «Русский витязь». В следующем году рассекает небо его легендарный гигант — тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик «Илья Муромец»…


Этот список можно продолжать долго, русская наука и инженерия осветила тёмные и неисследованные области лампой Лодыгина и свечой Яблочкова. Россия, как «Русский витязь» и «Илья Муромец», взлетала в новую эру. Из-за революций этот полёт оказался прерван.


Изобретатель телевидения, уроженец Мурома Владимир Козьмич Зворыкин
Будущий изобретатель телевидения Владимир Зворыкин бежал от гражданской войны через Екатеринбург в Омск. В Екатеринбурге искавший радиодетали Зворыкин ожидал расстрела – красные записали его в шпионы. В подвале Американской гостиницы (ныне художественное училище имени Шадра) он узнал, что большевики убили царя Николая II и его семью. Белые взяли город, и Владимир уцелел. Как и Сикорский, он эмигрировал в Америку.

В гражданскую войну остановилась жизнь Коноваловского завода на Чусовой, близ устья Сылвицы. Красноармейцы расстреляли служащих Коноваловского завода, железнодорожной ветки и моста. Завод вместе с Кушво-Сылвицкой железной дорогой, как «Титаник», получил смертельную пробоину. Его руины ушли в глубины чусовского леса. А ведь по тем временам Усть-Сылвицкий завод был большим проектом!
В начале ХХ века в Серебрянской даче Гороблагодатского округа готовился технологический прорыв в механизации. Электрические механизмы должны были валить лес, обработанные стволы подтягивались бы к заводу паровыми лебёдками. Шестирамный лесопильный цех и углевыжигательная печь непрерывного действия завершали разделку и обработку вековых сосен и лиственниц.
От Кушвы до Коноваловки протянули железную дорогу с девятью станциями. К 1915 году в Коноваловке был построен раскосный железнодорожный мост по технологии русского инженера Д.И. Журавского. Он развил решение Уильяма Гау и создал теорию прочных мостов с ажурными фермами. Паровозы буквально пролетали над Коноваловкой по мосту и скрывались в лесу, где для них было построено депо.

К 1915 году в Коноваловке был построен раскосный железнодорожный мост по технологии русского инженера Д.И. Журавского. Автор — Михаил Латышев
Управляющим завода был назначен Осип Яблонский. Около устья Чувашки он выстроил двухэтажный дворец с яблоневым садом. От берега Чусовой мы поднялись в лес к этому месту. От дома Яблонского остались одни фундаменты и затопленное подполье.

За руинами дома Яблонского я нашёл, что искал. Остался кое-где след от дороги, ведущей в гору. Ну не пешком же Осип Самойлыч изволили передвигаться! И мы отправились в лес — на поиски Коноваловского депо.

Коноваловский лес
Железнодорожный порядок до сих пор царит в сумрачных лесах, подступающих к весёлым, солнечным лугам на берегу Чусовой. Боры расчерчены линиями просек, вырубок, бывших дорог и канав. Мы вступили в этот лес и сразу ощутили, что он какой-то особенный. Немного земляники и почти нет грибов, хотя прошли дожди и было тепло.
Мы пересекали одну «линию» улочек за другой, тут и там на глаза попадались обвалившиеся ямы подполов бывших домов, остатки каменных оснований с кирпичной кладкой. На верхних улицах они попадались всё реже. Порой лес становился непроходимым. Но мы упорно продирались дальше. Лес молчал, заваленный буреломом.
Наконец, мы вышли к обводной канаве вдоль полотна бывшей узкоколейки. В ней частоколом проросли сосны. Попался фундамент полустанка или дома обходчика. Я примерно представлял себе схему железной дороги и местоположение депо, но только примерно.
Куда ехал Осип Самойлыч? Наверное, вдоль путей? Параллельно «железке» шла последняя линия, и мы пошли вдоль неё. Она стала спускаться к долине Чувашки, стало понятно, что там – тупик. Но ведь паровозы как-то поворачивали к депо?
Кружить по лесу, поворачивая обратно, не впервой. Так бывает, когда не следишь за направлением при ходьбе, и на каждом шагу чуть-чуть поворачиваешь. Однажды я с другом бродил у Белого камня, который неподалёку от горы Азов. Вышли мы к посёлку Зюзелька и решили пойти до п. Северского. Шли вроде по солнцу, разговаривали, глядь – а мы снова в Зюзельке. Круг получился. Поворотный круг!
Это когда поют про новый поворот, новое направление, двигаются куда-то «вперёд» – и возвращаются на прежнее место. Только корыто уже разбитое. История – это и есть Поворотный Круг. Она повторяется, и особенно у тех, кого она не учит. Снова да ладом! Что ещё тут скажешь.

И опять была война, Великая Отечественная. И снова были невероятные взлёты, гагаринское «Поехали!» и приземляющийся «Буран». И снова были падения. Опять закрываются заводы, превращаясь в торговые склады… Вращается со скрипом маховик Поворотного круга России. Куда теперь?

Титаник на глубине
Мы уже собрались возвращаться к палатке, сделав круг. И вдруг что-то подсказало мне залезть на одну горочку. Я увидел ещё одну линию полотна, уходящую под углом в обратную сторону, а рядом – въезд на насыпь. Это придало нам сил, и поиск продолжился.

Мы открыли защитные скафандры. Перед нами был русский «Титаник».
Автор — Михаил Латышев
Tags: Россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments