Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Categories:

Вам же демократы -передвижники нарисовали!

И в книжках про Ваньку Жукова читали, как страдали дети при царизьме...

Малаховские дети, так же как и их родители, отлично себя чувствовали на даче летом. Для них устраивались праздники, спортивные соревнования, различные увеселения как в Летнем парке, так и, например, на кругу в общественном парке "Плоховое".

Жили они в посёлке и в течение всего года, если семья переселялась в Малаховку на ПМЖ; но их жизнь здесь омрачало одно – отсутствие поблизости школ, кроме разве что приходской школы при церкви. Гимназисты вынуждены были или ездить каждый день в Москву из Малаховки, или жить на съёмной квартире, отдельно от родителей.

Обо всех этих мытарствах рассказал в своей книге «Записки писателя» Николай Дмитриевич Телешов. Именно он поддержал инициативу врача Михаила Самойловича Леоненко по открытию сельской гимназии совместного обучения мальчиков и девочек в 1908 году. Вначале занятия проводились на дачах преподавателей, затем в 1909 году в присутствии А. А. Пушкина, представителя Бронницкого уездного земства, была совершена закладка здания гимназии.


В октябре 1910 года первые гимназисты пришли в новое здание на Широкой просеке (нынешней ул. Комсомольской). В 1911 году гимназию возглавил известный педагог Сергей Васильевич Зенченко, старавшийся держаться в русле последних течений и новых тенденций педагогики.

В числе этих новых веяний была идея организованного детского летнего отдыха, и в 1913 году Зенченко создал при гимназии Организацию для возможно полного использования детьми летнего времени. Правильному физическому развитию детей служили подвижные игры и гимнастические упражнения, лёгкая атлетика, пешеходные прогулки. Для удовлетворения духовных запросов были предназначены: кинематограф, детская библиотека, экскурсии, ведение аквариума, наблюдение над луной, звёздным небом (при помощи астрономической трубы), наблюдения над погодой на собственной метеорологической станции, рисование с натуры, живопись (акварелью и масляными красками), лепка, занятие фотографией (имеется тёмная комната), рыбная ловля.

Специально для этой Организации профессор ботаники Б. В. Игнатьев разработал 6 маршрутов пешеходных ботанических экскурсий по Малаховке.

Во время этих экскурсий дети не только любовались природой, но и записывали свои наблюдения в тетрадку, а также сравнивали растительность, предположим, на одной и той же лесной поляне в разные времена года.

В 1918 году малаховская гимназия была преобразована в Малаховскую опытно-показательную станцию с сельскохозяйственным уклоном. В эти годы при школе была организованы интернаты, где ребята жили и учились. Эти интернаты были средоточием культурной жизни школьников. Конечно, прежде всего родители, отправляя туда своих детей на жительство, исходили из самых простых соображений: время было тяжёлое и голодное, а в интернате дети хотя бы минимально обеспечены, одеты, накормлены, получают образование. В то время как многих детей в страшные годы Гражданской войны постигла гораздо более тяжёлая участь: голод, холод, отсутствие заботы и родительского тепла.
В те годы в разных уголках нашей страны началась борьба с детской беспризорностью. В том числе и в Малаховке. Появилась потребность в детских домах. А в Малаховке тогда много дач пустовало после национализации, и это давало возможность создать Малаховский детский городок (МДГ) и Малаховскую детскую еврейскую колонию... Но это уже другая, достойная отдельного рассказа, страница истории.

Дарья Давыдова, зав. научно-просветительским отделом Музея п. Малаховка (подразделение МУК "Музейно-выставочный комплекс" г.о. Люберцы)
Tags: История, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments