Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Category:

И вместе с тем в "летописи Челябинского тракторного" читаем:

И вместе с тем в "летописи Челябинского тракторного" читаем: "Среди больших строек первой пятилетки Челябтракторострой был одной из наиболее механизированных".


Площадка в июньские дни напоминала гигантский муравейник. Повсюду — люди с повозками. За два месяца выровняли участок для закладки цехов, убрали полмиллиона кубометров земли. И все это делалось при полном отсутствии механизмов, с помощью кирки и лопаты знаменитыми грабарями.

«Машины на площадку!» — это требование звучало со страниц «Нашего трактора» [газета]. Но машин не было.

«700 коновозчиков отвозят отодранные от степного массива пласты земли. Землекопы, как крупные черные муравьи, копошатся в траншеях. Земля берется с кайла да лопаты... Для выравнивания площадки уходит много человеческого и конского пота, но дневная норма по выемке бугристых мест площадки не выполняется... Начиная с 21 нюня выработка резко снизилась. В этот день коновозчики, не получая с 14 июня овса, не выехали на работу. Числа с 22-го, вплоть до 25-го, ежедневные дожди сделали работу по выравниванию площадки невозможной», — писал «Наш трактор» 1 июля.

Почти весь 1930 год на Челябтракторострое работали без механизмов, под «Дубинушку». Только осенью 1930 года, встречаемые толпами строителей, прибыли закупленные за границей экскаватор «Менк», два траншеекопателя американской фирмы «Остин», прицепной грейдер фирмы «Катерпиллер», мотовоз немецкой фирмы «Орштейн Коппель», катки для уплотнения дорожных покрытий фирмы «Кемпа», четыре подъемных крапа фирмы «Норд-Вест» и другое оборудование.

Немного ранее удалось раздобыть компрессоры и отбойные молотки для разработки гранита на каменных карьерах и несколько десятков узкоколейных вагонеток. Вагонетки эти уже в летние месяцы сослужили большую службу на вывозке земли с промплощадки. В состав вагонеток, груженных землей, «впрягли» трактор «Катерпиллер», и он тянул их за несколько километров в отвал.


Единственный экскаватор на стройке, 3/08-30.

Рабочий народ, сезонники, люди, пришедшие от земли и сохи, смотрели на «диковинные» машины с большим интересом, но все же и с некоторым недоверием. За траншеекопателем ходили толпы строителей, восхищались — «умная механизма». Но стоило этой «механизме» остановиться, и на лицах зрителей вместо восторга появлялась хитроватая усмешка: «Что там ни толкуйте, а с лопаткой да с лошадкой — оно вернее». Так думали не только рядовые рабочие, но и некоторые руководители. Все это шло от неумения обращаться с машиной, из-за технической неподготовленности.

Коммунисты — строители механосборочного писали, что «за варварское использование техники коммунисты отвечают вдвойне». Хорошо использовать ее мешают обезличка, несовершенная система оплаты труда, плохое знание механизмов и низкая квалификация тех, кто работает на них. На конференции по механизации, писали коммунисты промплощадки, нужно сделать «четкий анализ работы каждого механизма, каждой группы однородных механизмов (бетоньерки, краны), обобщить опыт, наметить конкретные пути овладения механизмами в условиях нашей стройки. Сюда должны привнести свой опыт все коммунисты — рабочие и специалисты, занятые на механизмах».


Завершив основной этап строительства (1932 год), ЧТЗ начал закупать оборудование собственно для производства.

Стройка вступала в период монтажа оборудования. Партия станков для первой очереди цехов уже начала поступать на площадку. Большая часть оборудования была заказана за границей.

— В Германии комиссия ЧТЗ заказала оборудование и оснастку более чем сорока фирмам, — вспоминает А. И. Глазунов. — Экономический кризис, поразивший капиталистический мир, создал очень благоприятные условия для размещения заказов. Чтобы выжить и не обанкротиться в условиях депрессии (в Германии слово «кризис» не произносили, а только — «депрессия»), промышленники думали уже не о прибылях, а о том, чтобы свести концы с концами. Используя конкуренцию между фирмами, мы при размещении заказов получали большую экономию валюты. За счет этой экономии, например, удалось заказать партию абразивных изделий, обеспечивающую более чем годовую потребность ЧТЗ.

Наши закупки вызвали большой ажиотаж среди промышленников. Комиссия Челябтракторостроя получила широкую известность не только в Германии, но и в Чехословакии, в Швейцарии. В последней мы заказали точные станки «Сип», приборы и литейные машины.


Источники:
Комаров Л. "Летопись Челябинского тракторного 1929-1945", Профиздат, 1972
Фонды Музея ЧТЗ
А как же Мотовилиха, Обуховский и Путиловские заводы при Царе-Батюшке строили без всякого штурма? Загадка...
Tags: Коммунисты и Русский народ
Subscribe

  • Громче тысячи слов...

    Кончился поганый Чи-Чи-Чи-Пи, и стали мы жить с хлебушком...

  • Вечно пьяная, ленивая, лапотная Россия...

    1900-е. Члены велосипедно-атлетического рабочего сообщества "Русский витязь" 1904. Велотрек в саду Буфф 1905. Петербургское атлетическое…

  • Русь

    Расстрелянный украиньцями Иверский монастырь Донецка. Живой. Действующий. Молятся сестры за нас с вами и Русь Святую, непрерывно, вечно...

  • Царская лошаденка

    1901. Автопробег Петербург-Рим. За рулём А.П.Нагель, издатель журнала «Автомобиль» 1908. Старт автопробега Петербург-Париж-Венеция-Петербург…

  • О зверствах русских оккупантов в Туркестане

    Группа российских медиков на пути к кишлаку Анзоб. Бухарский эмират. 1899 г. Из фотоальбома А.М. Левина «Противочумная экспедиция в Анзоб в русском…

  • А знаете ли вы, что...

    ... сегодня, в эту трудовую субботу, у нас в Подмосковье происходит? А у нас: 1. Как сообщило информационное агентство РИА Новости, "Компания…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments