Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Category:

Александр Рязанский


В передаче на Первом канале упоминание о пребывании Солженицына в Рязани сопровождалось словами: «...жил и работал в глухой провинции».

Даже обидно за родной город. В конце концов, Солженицыну доводилось бывать до этого в местах значительно более отдаленных...

Итак, с июля 1957 реабилитированный Солженицын живёт в Рязани, работает учителем в средней школы № 2.

В 1959 г Солженицын написал рассказ «Щ-854» о жизни простого заключённого из русских крестьян, в 1960 г. рассказы «Не стоит село без праведника» и «Правая кисть», «Крохотки», пьесу «Свет, который в тебе» («Свеча на ветру»). Понятно, что опубликовать это бывшему зэку было проблематично… Но в 1961 г. , под впечатлением от выступления тогдашнего редактора журнала «Новый мир» А.Т.Твардовского на партийном съезде, передал ему «Щ-854». Твардовский очень высоко оценил рассказ, добился публикации. Под названием «Один день Ивана Денисовича» рассказ был напечатан в журнале «Новый мир» в № 11, 1962.

Это произведение сделало известным начинающего тогда писателя, который в конце 1962 г. был принят в Союз писателей СССР. Вскоре после этого в журнале «Новый мир» (№ 1, 1963) были напечатаны «Не стоит село без праведника» (под названием «Матренин двор») и «Случай на станции Кочетовка» (под названием «Случай на станции Кречетовка»). Публикации вызвали большое количество откликов читателей, в том числе . и бывших заключённых. Письма репрессированных положили начало «Архипелагу ГУЛАГ».

В 1965 году вместе с писателем Борисом Можаевым (1923- 1996) Солженицын ездил в Тамбовскую область для сбора материалов о крестьянском восстании – «антоновщине», «русской Вандее». И в этой поездке в поездке рождается название будущего романа-эпопеи о русской революции — «Красное колесо»), а также начинает создавать первую и пятую части «Архипелага» (в Солотче Рязанской области и на хуторе Копли-Мярди в Эстонии ).

Между тем власти с подозрением относятся к Солженицыну, идут преследования. Среди известных всем событий было и такое прискорбное, как исключение Солженицына из рязанской организации союза писателей. Это произошло по указанию сверху. Когда власти поняли, что приручить Солженицына не удастся, после секретной подготовки собрали в Рязани, где тогда жил Солженицын, местную писательскую организацию – 6 человек. Накануне их предупредили в обкоме партии, как они должны выступать и голосовать.

Александр Рязанский (Солженицын и рязанская земля)
4 ноября 1969 г. писатель А.И. Солженицын был исключен из Союза писателей Рязанским отделением СП РСФСР. Из 7 членов Рязанского отделения присутствовали 6: В.Матушкин, (Рязань), С.Баранов (Рязань, председательствовал), Н.Родин (г. Касимов, для кворума срочно доставлен из больницы), Н.Левченко (Рязань), Е.Маркин (Рязань) и Солженицын. Отсутствовал (по причине операции из-за аппендицита) секретарь отделения Э.Сафонов. Еще присутствовал секретарь СП РСФСР Ф.Таурин, секретарь по агитации и пропаганде Рязанского обкома КПСС А.С.Кожевников, редактор издательства Поваренкин и еще трое лиц из областных организаций. На повестке дня один вопрос: информация секретаря СП РСФСР Таурина о решении секретариата СП РСФСР "О мерах усиления идейно-воспитательной работы среди писателей".

Лишь один из писателей - молодой поэт Евгений Маркин - заикнулся, что, может быть, не надо бы исключать. Но у него молодая семья, «квартирный вопрос»… когда дошло дело до голосования, он тоже поднял руку за исключение Солженицына. Маркин тяжело переживал свое поведение. Он потом написал стихи "Невесомость" и "Бакенщик", которые "Новый мир" чудом сумел опубликовать в 1971 году. Про старика-бакенщика в стихотворении было сказано:

Ведь не зря ему, свисая
с проходящего борта,
машет вслед: — Салют, Исаич! -
незнакомая братва.

И еще:

"Все простит тебе Исаич,
лишь измены не простит".

Бдительная цензура догадалась, что Исаич – это намек на Солженицына. И Маркина тут же исключили из Союза, но, по крайней мере, ему может, стало легче на душе? Его печально известные запои, извечная русская горькая болезнь, сгубившая уже немало талантливых людей , принудительное лечение и преждевременная смерть (он поседел уже в 36 лет, а в 41 год его не стало ) - вызваны не душевными ли терзаниями из-за своей слабости , проявленной на том печальнопамятном собрании?

Замечу, что рязанским писателям выкручивали руки по указке сверху. А вот в союзном СП хватало и таких, что добровольно и с энтузиазмом участвовали в травле Солженицына

В Самиздате в те годы распространилось открытое письмо А.Солженицына секретариату СП РСФСР:

"Бесстыдно попирая свой собственный устав, вы исключили меня заочно, пожарным порядком, даже не послав мне вызывной телеграммы, даже не дав нужных четырех часов - добраться из Рязани и присутствовать. Вы откровенно показали, что РЕШЕНИЕ предшествовало "обсуждению". Удобней ли было вам без меня изобретать новые обвинения? Опасались ли вы, что придется и мне выделить десять минут на ответ? Я вынужден заменить их этим письмом. Протрите циферблаты! - ваши часы отстали от века. Откиньте дорогие тяжелые занавеси! - вы даже не подозреваете, что на дворе уже рассветает. Это - не то глухое, мрачное, безысходное время, когда вот также угодливо вы исключали Ахматову. И даже не то робкое, зябкое, когда с завываниями исключали Пастернака. Вам мало того позора? Вы хотите его сгустить? Но близок час: каждый из вас будет искать, как выскрести свою подпись под сегодняшней резолюцией. Слепые поводыри слепых! Вы даже не замечаете, что бредете в сторону, противоположную той, которую объявили. В эту кризисную пору нашему тяжело больному обществу вы неспособны предложить ничего конструктивного, ничего доброго, а только свою ненависть-бдительность, а только "держать и не пущать!" Расползаются ваши дебелые статьи, вяло шевелится ваше безмыслие - а аргументов нет, есть только голосование и администрация. Оттого-то на знаменитое письмо Лидии Чуковской, гордость русской публицистики, не осмелился ответить ни Шолохов, ни все вы вместе взятые. А готовятся на нее административные клещи: как посмела она допустить, что неизданную книгу ее читают? Раз ИНСТАНЦИИ решили тебя не печатать - задавись, удушись, не существуй! никому не давай читать! Подгоняют под исключение и Льва Копелева - фронтовика, уже отсидевшего десять лет безвинно - теперь же виноватого в том, что заступается за гонимых, что разгласил священный тайный разговор с влиятельным лицом, нарушил ТАЙНУ КАБИНЕТА. А зачем вы ведете такие разговоры, которые надо скрывать от народа? А не нам ли было пятьдесят лет назад обещано, что никогда не будет больше тайной дипломатии, тайных переговоров, тайных непонятных назначений и перемещений, что массы будут обо всем знать и судить ОТКРЫТО? "Враги услышат" - вот ваша отговорка, вечные и постоянные "враги" - удобная основа ваших должностей и вашего существования. Как будто не было врагов, когда обещалась немедленная открытость. Да что б вы делали без врагов"? Да вы б и жить уже не могли без "врагов", вашей бесплодной атмосферой стала НЕНАВИСТЬ - ненависть, не уступающая расовой. Но так теряется ощущение цельного и единого человечества - и ускоряется его гибель. Да растопись завтра только льды одной Антарктики - и все мы превратимся в тонущее человечество - и кому вы тогда будете тыкать в нос "классовую борьбу"? Уж не говорю - когда остатки двуногих будут бродить по радиоактивной Земле и умирать. Все-таки вспомнить пора, что первое, кому мы принадлежим - это человечество. А человечество отделилось от животного мира - МЫСЛЬЮ И РЕЧЬЮ. И они естественно должны быть СВОБОДНЫМИ. А если их сковать - мы возвращаемся в животных. ГЛАСНОСТЬ, честная и полная ГЛАСНОСТЬ, - вот первое условие здоровья всякого общества, и нашего тоже. И кто не хочет нашей стране гласности - тот равнодушен к отечеству, тот думает лишь о своей корысти. Кто не хочет отечеству гласности - тот не хочет очистить его от болезней, а загнать их внутрь, чтоб они гнили там.

12 ноября 1969
А. СОЛЖЕНИЦЫН"

____________________________

Время все расставляет на свои места.

И уже рязанские газеты стали писать:

"ИЗВЕСТИЯ.-1990.-1 МАРТА.
Выставка, посвященная – А.И.Солженицыну

Обширный материал о жизни и творчестве Александра Исаевича Солженицына представлен на выставке, открывшейся в Рязанской областной библиотеке. Наряду с автобиографическими документами, в экспозицию включены публикации 60-х годов, свидетельства рязанского периода творчества писателя. В этом городе А.Солженицын прожил свыше пятнадцати лет. Здесь он создал повесть «Один день из жизни Ивана Денисовича», многие рассказы, принесшие автору мировую славу."

____________________________

"ПРИОКСКАЯ ГАЗЕТА.-1993.-5 ИЮНЯ.
Наталья Солженицына приезжала в Рязань на открытие выставки печатной продукции парижского издательства «ИМКА-ПРЕСС» и французской литературы, которое состоялось в субботу в областной библиотеке имени Горького.

По этому случаю в Рязань также прибыли директор издательства «ИМКА-ПРЕСС», профессор славистики Нантерского университета Никита Алексеевич Струве, директор французского культурного центра в Москве Клод Круай и многие другие.

Н. А. Струве рассказал об истории и нынешнем дне своего издательства, а на следующий день в читальном зале областной библиотеки он прочел лекцию, которая посвящалась А. И. Солженицыну..

Наталья Дмитриевна побывала во многих уголках нашего города, встречалась с рязанцами"

____________________________

"ГОЛОС.-1993.-10-16 ИЮНЯ
Накануне возвращения

В РЯЗАНИ, в библиотеке имени А.М.Горького, состоялось открытие выставки книг французского издательства «ИМКА-ПРЕСС» и встреча рязанцев с директором издательства — профессором, заведующим кафедрой славистики университета Нантер во Франции Никитой Струве и членом исполнительного комитета издательства «ИМКА-ПРЕСС» Натальей Солженицыной."

____________________________

"Дар Солженицына Рязани
ПРИОКСКАЯ ГАЗЕТА.- 1998.- 23 АПРЕЛЯ.

Именно к этой дате сотрудники областной библиотеки имени Горького приурочили открытие интереснейшей выставки, в основу которой легли книги, подаренные городу Рязани лауреатом Нобелевской премии, почетным гражданином Рязани, всемирно известным писателем Александром Исаевичем Солженицыным. Дар писателя - воплощение им в жизнь программы помощи библиотекам России.

Три тысячи книг на сумму 40 миллионов рублей присланы Александром Исаевичем. В большинстве своем это произведения, появившиеся в 20-90тые годы нынешнего столетия по известным причинам не издаваемые в России.

Книги по русской истории, богословская христианская литература, сборники русских поэтов и многие другие составили экспозицию, а соответственно, и щедрый дар писателя.

Выставка будет работать целый месяц, до 27 мая. Закроется она в День библиотек. До 27 мая библиотекой имени Горького совместно с комитетом по культуре и искусству администрации области запланирован целый ряд мероприятий, призванных выявить лучшие библиотеки Рязанской области. Среди них и будут распределяться книги Фонда русского зарубежья, экспонируемые сейчас в Горьковке, что собственно отвечает и воле самого дарителя.

Татьяна СЕМИНА"

____________________________

"Дар писателя
ЭКОНОМИКА И ЖИЗНЬ-РУСЬ.-1998.-№17.

В Рязанской областной библиотеке имени Горького открыта выставка, в основу которой легли книги, подаренные Рязани лауреатом Нобелевской премии, почетным гражданином Рязани писателем А. Солженицыным. Им присланы три тысячи книг на сумму 40 миллионов старых рублей: сборники русских поэтов, книги по русской истории, богословская христианская литература. Выставка открыта для посетителей в течение месяца. Одновременно пройдет ряд мероприятий, которые выявят лучшие библиотеки области. Среди них и будут распределены эти книги."

____________________________

… ярче всех помнится встреча с писателем Александром Исаевичем Солженицыным, которая состоялась в библиотеке в начале октября 1994 года. Весной того года А.И. Солженицын вернулся в Россию после 20 лет изгнания и приехал в Рязань, где создал многие свои известные произведения. Выступив с лекцией перед рязанцами и ответив на многочисленные вопросы, усталый писатель стал давать автографы, не отказывая никому. Длинная очередь, которая выстроилась к нему в каталожном зале на третьем этаже библиотеки, показалась мне очередью страждущих пилигримов получить благословение и исцеление от руки пророка, который вновь открыл всему миру забытую истину, что «жить не по лжи» - это жить праведно и по-человечески. И было очень важно для всей читающей и мыслящей Рязани, что рядом с великим писателем стояла Людмила Александровна Пронина, которая показалась мне в те часы главной и мужественной хранительницей храма свободы, равенства и братства, которой была в тот день наша рязанская центральная библиотека.

Переяславль. Проза и поэзия рязанских литераторов/ Сост. и ред. В.И.Крылов.-Рязань:Изд-во «Поверенный»,2005.-с.121-124
Зоя СВИРИНА

http://tverdyi-znak.livejournal.com/56726.html
Tags: Культура и жизнь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment