Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Categories:

Темная история. Как раз по-совейски...


Он был блистательный летчик, герой Испанской войны, в 32 года ставший командующим авиации Западного военного округа".
Константин Симонов, "Живые и мертвые"
Речь пойдет про бесстрашного летчика-истребителя, героя Советского Союза, генерал-майора авиации, командующего ВВС Западного фронта - Иване Ивановиче Копеце (ударение фамилии на букве "о"), который (днем или вечером) 22 июня по официальной версии, застрелился у себя в кабинете. По неофициальной версии, командующему помогли это сделать, чтобы вначале на него повесить, а затем удобно списать все промахи в подготовке боевых аэродромов к началу войны. Но об этом по порядку.

Краткая биография
Иван Иванович Копец (19.09.1908). Родился в Ленинградской обл., г. Пушкин (Царское село). Отец - простой рабочий (слесарь). «Сын балтийского матроса», так называл себя Иван во всех анкетах при поступлении в учебные заведения. Хотя, на самом деле, отец (Иван Осипович) в 1917 году служил техником-сверхсрочником экипажа крейсера «Орелъ» 4-й Рижской бригады Отдельного корпуса пограничной стражи.

В пятой графе для анкет Иван указывал национальность белорус, хотя по национальности был этническим поляком. Его фамилия Копец (Корес) означает в переводе с польского языка "бугор/холм".
В 17 лет Иван окончил школу (8-летку) уже в Тюменской обл., потом неинтересная работа в суде, в качестве секретаря. C 19 лет служба в армии, 1 года военного образования в Ленинградской военно-теоретической школе, потом еще 1 год в военной авиационной школе пилотов под Севастополем (поселок Кача, в котором до сих пор располагается военный аэродром).

Закрепил свое военное образование Иван Копец уже на курсах усовершенствования ВНС при военной академии им. Фрунзе в 1935 году (в 27 лет). С этого момента у Ивана началась стремительная служебная карьера.

Затем была служба в 70-м истребительном отряде авиационной бригады при академии ВВС им. Жуковского. Карьера стремительная - в 36-м летчик, с 37-го уже командир авиационной группы во время гражданской войны в Испании (1936-1939г.г.). Имеет боевые награды в ходе специальной командировки в Испанию (т.е., Иван воевал и заслужил в Испании награды, будучи не добровольцем).

Иван Иванович Копец в качестве пилота в совершенстве освоил две боевые машины - французский истребитель-биплан Ньюпор-52, принятый на вооружении в Испании (разработка 1920-х) и Истребитель 15 (И-15), по прозвищу "Чато" - "курносый", разработанный в СССР и принятый на вооружение в ВВС Красной Армии с 1935 года.

По наградным документам: «За время нахождения в командировке в Испании, Иван имел 300 часов боевого налета на истребителе И-15-бис и лично сбил два истребителя «Фиат» СР-32, уничтожил в групповых боях три бомбардировщика противника типа «HE- 70»!
А 21 июня 1937 года постановлением ЦИК СССР «за образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный при этом героизм» полковник Копец Иван Иванович получил звание Героя Советского Союза.
4 ноября 1939 года И. Копец получил и медаль «Золотая Звезда» N 16.
По политической линии Копец Иван Иванович выдвинут и избран депутатом на выборах Совета СССР 1-го созыва в Ленинградской области 12.12.1937 года (в 29 лет неплохая карьера).

В апреле 1938 году по статьям 58-6 и 58-9 УК РСФСР в Красноярске был арестован и в 1939 году расстрелян родной брат его отца - Копеца Иосифа Иосифовича, шофер хозяйственного снабжения.

Обе статьи с суровым наказанием:
58-6. Шпионаж, то есть передача, похищение или собирание информации, являющихся государственной тайной.
58-9. Причинение ущерба системе транспорта в контрреволюционных целях.
Через года, командир бригады Иван Копец назначен уже заместителем командующего ВВС Ленинградского округа. Потом боевые вылеты в составе ВВС 8-й армии в ходе новой войны - советско-финской. Боевые награды. Воинское звание командира дивизии присвоено 31.03.1940, что равняется генерал-майору авиации, после изменений в Красной Армии 1940 года. Остается немногим больше года до события 22 июня 1941-го.
Иван Копец, будучи в генеральском звании, 24 мая 1940 года находился на личном приеме у т. Сталина в Москве. Тогда в мае, встреча с И.В. Сталиным была не очень радушной, поскольку Сталин указал генералу на высокий процент аварийности авиации округа. Видимо, на тот момент, личное дело, пока еще позволяло генералу находится в войсках, а т. Сталин лично оценивал военные кадры и принимал дальнейшие кадровые решения, в ходе таких личных встреч.

22 июня 1941 года
Немецкое военное командование к началу войны обладало обширными сведениями по базированию военных аэродромов ВВС КА, с располагавшимися на них самолетами, как в количественном, так и в качественном составе. Сбором этой информации задолго и накануне войны в мирное время на больших высотах, занималась специально подготовленная авиационная группа ВВС Германии (Aufkl.Gr.Ob.d.L.), которая шифровалась под экспериментальные или пассажирские самолеты немецкой фирмы Lufthansa (авт. Имярек: хорошее прикрытие, как думаете?)

С началом 1941 года разведывательных полетов немецкой Lufthansa стало все больше, а качество разведывательных аэро-фотоснимков становилось все лучше (поскольку совершенствовалась техника съемки днем и ночью, размещающаяся на немецких самолетах дальней авиации). По линии внешней разведки в СССР поступала информация о таких полетах, только никаких мер своевременно принято не было, наша разведка и тут оказалась "на высоте" (авт. Имярек: на самом деле, конечно же, нет!).

Но вернемся к Иван Ивановичу. На момент начала войны И.И. Копец - командующий ВВС западного фронта. В 3 часа утра 22 июня все фронтовые аэродромы были атакованы (можно читать и считать "уничтожены") авиацией немецкой люфтваффе, на стоянках в местах своего базирования. Уничтожены, ни много ни мало, 528 самолетов современных боевых машин (цитата киношного Ивана Ивановича):
- "Удара по атакующим немецким соединениям с воздуха не будет! только за сегодняшнее утро в только на земле, в округе уничтожено 528 самолетов - почти все современные истребители!"
- "Когда органы НКВД, которым было поручено, все строительные работы начали их на всех приграничных аэродромах одновременно! Тогда никогда не задумывался об обстановке!".
- "Вся авиация округа была скучена на всех площадках, а немецкая разведка сняла их! Все самолеты дивизии уничтожены на А-Э-РО-ДРО-МЕ!...Я же сказал, -ВСЕ!".
Уничтожением авиации на советских аэродромах занимались высотные бомберы люфтваффе - HE-111.

Всего в бомбардировке 26 аэродромов Западного ОВО Красной Армии 22 июня принимали участие: 637 бомберов и 231 истребителей немецкой авиации в первой волне и 400 самолетов - второй волны.
Бомбардировка производилась кассетными бомбами по открыто стоявшей технике в условиях прекрасной видимости. Затем удар закрепили бомберы-пикировщики Ju-87 и Ju-88, поддержку и прикрытие с воздуха бомберам обеспечивали истребители Ме-110, которые ввиду полного или слабого бездействия ПВО Красной Армии (очень слабые системы раннего оповещения и обнаружения противника - войска ВНОС), занимались расстрелом боезапаса, применяя его против наземных целей и помогая быстрому уничтожению инфраструктуры аэродромов.
Примечателен тот факт, что близко расположенные (к границе) аэродромы 22 июня были захвачены противником в ходе молниеносного наступления передовых частей вермахта, с уцелевшими самолетами КА. Эти самолеты впоследствии пригодились немцам для вот такого случая (Журнал боевых действий 332 озадн ПВО от 28 августа 1941 года):

22 августа утром появились три самолета нашей марки И-15, которые стали пикировать до высоты 2000 - 1500 метров и обнаружили нам переданную учетверенную зенитную установку. Они, т.е. эти самолеты снизились очень низко и стали расстреливать красноармейцев. Зенитная пуль - установка вступила в бой с тремя истребками. Самолеты нашей марки, Советской конструкции, по несколько раз налетали и принимали бой с зенитной пуль-установкой.
5 бойцов ранены и одного убили намертво. Такой результат воздушного боя. Эти же самолеты стали нападать на зен. пуль-установку 29.8 - 30.08 в 6:30 - 7:00 часов.

Оправданиями в адрес командующего Ивана Копеца может послужить тот факт, что к началу войны, командующему округом подчинялись не все соединения ВВС, а только скоростные и дальние бомбардировщики. Все истребительные части были в подчинении командующими Армиями. Спасла бы ситуацию фронтовая бомбардировочная авиация без прикрытия истребительной? Вряд ли!

Командующий попытался контратаковать силами и средствами средней и дальней авиации аэродромы противника, мосты и переправы, но тщетно. Большая часть самолетов погибла сразу же без прикрытия истребителей - одна только 13-я авиа дивизия потеряла 64 бомбардировщика СБ.

Всего командующий И.Копец 22 июня успел отдать 3 приказа:
1) в 05.00 - 43-й истребительной авиадивизии прикрыть Минск и Бобруйск;
2) в 09.30 передал три авиационные дивизии в оперативное подчинение общевойсковым командармам;
3)в 12.02 отдал приказ о бомбардировке силами дальних бомбардировщиков ДБ-3ф и ТБ-3 пехотных колонн вермахта.
Для большинства пилотов это был полет в один конец с очевидной гибелью или пленением. Немногие пилоты смогли вырваться из окружения.

Сейчас можно рассуждать, была ли гибель фронтовой бомбардировочной авиации необходимой? Может быть ее стоило перебрасывать на тыловые аэродромы и использовать более грамотно? Но 22 июня, в первый день войны, никто не знал правильных решений, включая Москву, с якобы "самоустранившимcя", на тот момент т. Сталиным (на самом деле, это не так и уже многократно было опровергнуто авторитетными историками).

И так по современным подсчетам 22 июня 1941 года, суммарные потери авиации в Белоруссии оказались невосполнимыми для первых лет ВОВ: из 1453 самолетов ВВС Западного фронта - 528 единиц было уничтожено на земле, 133 единицы в воздухе, 18 единиц - зенитным огнем, 53 единицы - пропали без вести, зафиксировано 2 аварии и 1 авиакатастрофа на взлете, + 3 вынужденных посадки.
Однако, вместе с тем, пилоты Западного фронта в первый день войны совершили 1896 вылетов и заявили о 143 сбитых самолетах врага.
К вечеру 22 июня, командующий ВВС самолично совершив облет территории округа на самолете (истребителе И-16 6-й серии), чтобы своими глазами убедиться с докладами о масштабах потерь.

По официальной версии, вечером того же дня, в 18:00, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации И.И. Копец, выстрелом из ТТ, застрелился у себя в кабинете. Имеем первую официальную версию - страх потерь и ответственности перед вышестоящим командованием. Герой Советского Союза, 33-летний боевой летчик, имеющий множественные награды, испугался ответственности и трибунала? Очень слабо в это верится.

(прим. авт Имярек): Любопытный факт, что заместитель командующего, генерал-майор А.И. Таюрский продолжал отдавать приказы Западному округу именем генерала Копеца до утра следующего дня. Лично у меня, творящаяся в войсках обстановка первых дней войны, при написании этой статьи, вселяет полный страх и ужас!
Спустя почти 79 лет со дня гибели генерал-майора И. Копеца, открылись новые документы из закрытых ранее спец. фондов НКВД, по которым приоткрываются новые обстоятельства, толкнувшие командующего на совершение суицида.

А именно, обстоятельства того, что накануне (вечером 21 июня 1941 года), некий начальник НКВД Западного ОВО, старший майор ГБ Павел Георгиевич Бегма (1902-1975) получил спец. сообщение из Москвы об «изъятии генерала И.И. Копец по вновь открывшимся обстоятельствам».

авт. Имярек: "По каким таким обстоятельствам? Опять генеральский заговор?"

Таки да! Якобы, основанием послужили показания арестованного 7.06.1941 года генерал-лейтенанта авиации Якова Владимировича Смушкевича, добытые в ходе следствия и с допросами пристрастия - "лампой в лицо", о том, что он [Яков Смушкевич], бывший советник по авиации военных событий в Испании, самолично завербовал И.Копеца в интересах дальнейших действий некой заговорнической группы.

Подробно останавливаться на сфабрикованном заговоре генералов и героев Советского Союза не будем - это дело (заговор Героев) расследовалось в закрытом режиме накануне войны органами НКВД. Пострадал кадровый состав КА в лице группы генералитета.
Общая идея обвинения И. Копеца, не вдаваясь в подробности - это Испанские военные события, в ходе которых, появился тесный круг знакомств, среди бывших боевых товарищей и бывших выпускников летных училищ, которые на него и донесли, в ходе выбивания нужных следствию показаний.

Еще в во времена Минской службы Иван познакомился с начальником НКВД, по ВВС Западного ОВО ст. лейтенантом ГБ В.Н. Рыбаковым, который питал страсть к самолетам и небу, а Иван Копец по дружбе совершал с ним совместные вылеты на самолетах У-2 или УТИ-4, демонстрируя приятелю летное мастерство. "Приятель" не забыл уроки и предупредил Ивана про готовящийся арест. Точнее предупредил уже после того, как 22 июня по ВЧ уже раздался звонок старшего майора НКВД П.Бегмы о предстоящем аресте Ивана.... А затем ТТ и последующий суицид.

Особисты доложили "наверх" о невозможности проведения ареста (или "изъятии") генерал-майора авиации, для проведения следственных мероприятий в Москве.
Семья Ивана Копеца (сын Алик 1930 г.р. и дочь Наталья 1939 г.р.) вместе с женой Копец Ниной Павловной,1908 г.р. (дев. фамилия Шундрикова) проживала в городе Минске, получил 5-ти комнатную квартиру в доме на углу ул. Ленина и ул. Карла Маркса. Нина Павловна работала библиотекарем, родилась в г.Рогачеве (Белоруссия).

После самоубийства Ивана, жена была арестована в августе 1941 года и осуждена на 5 лет, как "жена изменника Родины" по приговору НКВД СССР в июле 42-го года, статье 58-1 УК РСФСР.

Копец Нина Павловна была освобождена в августе 46-го года. Она была реабилитирована только в 1956-м. В документах реабилитации нет никаких упоминаний о муже. Нина Павловна умерла в 2001 году. О судьбе детей генерала ничего не известно.

И. Копец был похоронен без почестей на одном из военных кладбищей Минска. Могила генерала не сохранилась до наших дней.

Послевоенные документы 1956 года - переписка жены бывшего командующего ВВС Западным Особым Военным Округом Копец Ивана Ивановича по поводу назначения пенсии за мужа. Ходатайство было рассмотрено и удовлетворено.
Автор "Рядовой Имярек"
От себя добавлю. В ночь на 21 июня от штаба ВВС поступил приказ. Снять с истребителей вооружение. Да-да, вы прочитали правильно. Демонтировать пулеметы и пушки ШВАК. ДЕМОНТИРОВАТЬ.
А в ночь с 21 на 22 - новый приказ. Установить вооружение обратно...
Таюрский, начштаба ВВС ЗАПФронта, был расстрелян по делу Павлова..
Tags: Война и немцы, История. Война., Коммунисты и Русский народ
Subscribe

  • Спасибо украиньцям!

    "Ветеран" Черноморского флота - сторожевой корабль проекта 1135 (шифр "Буревестник") "Ладный" вышел на ходовые испытания после проведенного…

  • Щит Русского Крыма

    "Оникс" После воссоединения Крыма с Россией военная группировка войск в регионе была вынужденно усилена из-за постоянной угрозы со стороны…

  • И опять же, говноеды ни гу-гу про это...

    Присвоение образовательному учреждению «Школа-гимназия №1» имя Героя Советского Союза Екатерины Деминой - один из вопросов, который был вынесен на…

  • Помощь Русскому Крыму

    СИМФЕРОПОЛЬ, 14 ноября. /ТАСС/. Предприятия Крыма получили господдержку на сумму более 1,3 млрд рублей в виде субсидий на выплату зарплат в период…

  • Крымская креветка для Украины

    Свежевыловленную креветку готовят к шоковой заморозке Сергей Мальгавко/ТАСС Свежевыловленную креветку готовят к шоковой заморозке © Сергей…

  • Русский Крым - Великой Родине

    В 2020 году осуществляют рыболовство 28 среднетоннажных и 300 маломерных судов. Об этом сообщила пресс-служба правительства Крыма со ссылкой на слова…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment