Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Categories:

О студенческой самодеятельности....


ВГИК. Конец 50-х.


Следующий, 1958 год, ознаменовался целой чередой публичных процессов. Сначала прошлись по зарвавшимся звёздам. Публичный процесс над Эдуардом Стрельцовым, странно сфабрикованное дело с последующим тюремным сроком. Спустя пару месяцев жёстко причесали и поставили на место молодую звезду нашего кинематографа Людмилу Гурченко, обвинённую в жадности и златолюбии. Потом было очень громкое дело вокруг Бориса Пастернака и "Доктора Живаго". И вот в самом конце года грянул очередной скандал, теперь вокруг ВГИКа.

Этот скандал стал достоянием общественности после написанной в газете "Комсомольская правда" статьи Ганюшкина и Шатуновского "На пороге большого экрана". Целью статьи было не только показать как зарвавшаяся юная прослойка творческой интеллигенции морально деградировала и потеряла берега после начавшейся оттепели, но также имела цель показать в неугодном свете их педагогов, многие из которых были корифеями отечественного кинематографа.

Статья написана в классическом стиле советского фельетона. Персонажи показаны гротескно-скоморошными, а слог статьи штампованно-карикатурный в духе того времени.

Молодая компания студентов-четверокурсников сценарного факультета ВГИКА, собралась дома у одной из студенток, Натальи Вайсфельд, по одной из версий чтобы отметить день рожденья курса, в самом рассаднике инакомыслия, в писательских домах у метро Аэропорт (автор статьи сам много лет тут живёт), с целью буржуазно-нэпмански провести время за выпивкой и неформальными танцами. Когда молодые люди выпили должное количество коньяка (ясное дело, что не портвейн "три семерки" они пили) и уже хотели приступить к капиталистическим танцам, один из участников закричал: "Минуточку, сейчас мы хотим продемонстрировать всем капустник". Оказывается, четверо участников вечеринки заранее сочинили и записали на магнитофон (тоже атрибут мажорного быта того времени) крамольные тексты порочащие советскую власть. Это была пародия на революционную пьесу, где фигурировали Сталин, Ленин, Крупская и другие известные персонажи того времени. Четверо студентов мимически показывали и обыгрывали то что воспроизводилось с магнитной ленты.


Впрочем пора перейти к самим персонажам. Четверка паяцев была следующей: Владимир Валуцкий, Дая Смирнова, Дмитрий Иванов, Владимир Трифонов (который еще был к тому же Владимир Ильич). Еще двое их однокурсников Валерий Шорохов и Наталья Вайсфельд участие в пантомиме не принимали, но тоже являлись участниками действа. В комнате помимо них было еще восемь студентов ВГИКа, среди которых был Борис Андроникашвили, тогдашний муж уже упомянутой Л. Гурченко. Имена остальных участников посиделок не упоминались.

А это было бы интересно узнать, кто был еще в комнате, потому что кто-то ребят капитально заложил, и настучал обо всём в деканат и другие органы.

Когда действо окончилось, раздался чей-то голос: "Пожалуй, это не слишком остроумно. Ребята, надо эту запись срочно стереть".

Слава Богу, что запись тут же стёрли. Иначе уже была бы гораздо более серьёзная история.

Авторы статьи распинались что: "Ни у одного из четырнадцати молодых людей не проснулась их комсомольская совесть, не нашлось более резких и точных слов для определения того, что здесь произошло. Никого не возмутило, что четверо их однокурсников, гнусно кривляясь, оплевали все те высокие идеи, в которых клялись публично на комсомольских, студенческих собраниях. Запись стерли и перешли к рок-н-роллу."

Вот еще цитата из статьи: "Формалистический подчас культ ремесла, который ощутим во ВГИКе, пренебрежение идейностью, содержанием — вот корни, обеспечившие пышное цветение на институтской ниве "творческих индивидуальностей", вроде Трифонова, Валуцкого, Смирновой и им подобных…

Комсомольская организация должна воспитывать будущих мастеров советского искусства в духе непримиримости ко всяческим проявлениям буржуазной идеологии, бороться с ее тлетворным влиянием. Не из западных ли боевиков, просмотром которых, опять же с точки зрения ремесла, так увлекаются некоторые студенты ВГИКа, перекочевывают в их работы «зеленые леопарды»? (Здесь имелась в виду студенческая работа Даи Смирновой, с которой авторы статьи хорошо ознакомились).

Пора, наконец, повысить ответственность преподавателей, мастеров за воспитание смены. В самом деле, может ли уделять достаточное внимание своим питомцам руководитель мастерской художественного фильма режиссер Г. М. Козинцев, который живет и работает в Ленинграде и лишь наездами бывает в Москве? Да и многие другие мастера, живущие в Москве, редко радуют ВГИК своим присутствием…

ВГИК должен готовить идейно закаленных, зрелых мастеров советского кино. Для этого у него есть все возможности».

Вот такой шабаш с рок-н-роллами и антисоветчиной устроили молодые вгиковцы. Комсомольская организация Всесоюзного государственного института кинематографии, естественно, не могла пройти мимо этой мерзостной истории. Студенты младших курсов - многие из них пришли в институт уже с производства - потребовали исключить из комсомола и вуза сочинителей «капустника» Владимира Валуцкого, Дмитрия Иванова, Владимира Трифонова, Дайю Смирнову, организатора вечеринки Наталию Вайсфельд, а также Валерия Шорохова.

Но у них нашлись и друзья-заступники. В дирекцию института поступали петиции в защиту Валуцкого, Трифонова, Иванова… На собрании выступил Борис Андроникашвили: "Ребята пошутили, пусть шутка получилась не совсем уместной, допускаю, но кому какое дело до того, что кто-то где-то неудачно пошутил?" В общем на том вгиковском собрании исключили из комсомола Даю Смирнову и Валерия Шорохова. И написали прошение в дирекцию отчислить обоих из института.
Дая Смирнова вела себя агрессивно, и в конце концов встала и сказала"Делайте, что хотите! Я уезжаю на съёмки, и показав билет в Киев, убежала с собрания". Стоит сказать, что из всей этой компании она была в то время самой известной, фактически уже звездой кино. В то время вся страна с восторгом смотрела фильмы про солдата Ивана Бровкина, где Дая играла Любашу, невесту главного героя.

Впрочем проучившись пару курсов у С. Герасимова, актриса разочаровалась в актёрской профессии и перевелась на сценарный факультет. И вот тут-то и вляпалась в историю...

Трифонова, Валуцкого, Иванова, Вайсфельд удалось тогда отстоять. Но это еще был не конец истории. Спустя короткое время, члены бюро Рижского райкома комсомола, внимательно разобравшись в этой истории, поставили вещи на свои места: людям, осмелившимся клеветать на советскую действительность, не место в комсомоле. Не могут быть сценаристами, не могут создавать произведения искусства, нужные нашему народу, лгуны и двурушники, у которых на языке одно, а в мыслях другое.

Больше всех бился за себя Владимир Валуцкий. Требовал детального рассмотрения своего творчества и своей творческой жизни. На что ему ответили почти что словами царя Иоанна Грозного из "Иван Васильич меняет профессию", - Какое твое житие, пёс смердящий? Члены бюро райкома недоумевали: откуда у этих молодых людей такой апломб, такая самоуверенность?

Шестеро молодых людей, которые всего через год готовились получить дипломы сценаристов и выйти в жизнь, были исключены из комсомола и отчислены из института. Произошло всё это 18 января 1959 года.

***

Эта история послужила сильным ударом по авторитету ВГИКа. Впрочем уже было трудно было остановить процессы нашей жизни, ибо оттепель уже серьёзно растопила лёд нашего тогдашнего бытия. Во ВГИКЕ уже учились тогда Г. Шпаликов и А. Тарковский, и наши будущие прославленные мастера кино. Еще пройдёт несколько лет и наш кинематограф сильно изменится.
По результатам же этой истории Сергей Герасимов повёл в редакцию "Комсомольской правды" целую делегацию молодых кинематографистов. Разговор за жизнь состоялся в знаменитой Голубой гостинной. Герасимов говорил о славных традициях ВГИКа и советского кино. Но почему-то его там критиковали наряду с другими мастерами за снисходительность и попустительство собственным студентам. А потом в гостинной появился сам Аджубей, главред газеты и зять Н.С. Хрущева. Аджубей не проронил ни слова и был мрачен как туча. Всем сразу стало ясно, что никаких последствий этого культпохода не будет. Ни опровержений, ни других, более объективных статей не было.

***

Как же в дальнейшем сложилась жизнь этой пострадавшей шестёрки.

Самый известный человек из этих персонажей, Владимир Валуцкий, смог вернуться по ВГИК по прошествии шести лет, получил диплом, и стал одним из самых известных киношных писателей своего времени. Кто из нас не смотрел фильмы снятые по его сценариям. "Начальник Чукотки", "Семь невест ефрейтора Збруева", и конечно же его мега-знаменитые "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" и "Зимнюю вишню". Даже представить себе трудно, что наше кино потеряло бы такого гранда своего дела.
Более пятидесяти лет Владимир Валуцкий был мужем известной актрисы Аллы Демидовой. Умер в 2015 году.

Дая Смирнова тоже вернулась во ВГИК после ухода из власти Никиты Хрущева, в 1965 году. Её взял обратно А. Каплер. Она окончила ВГИК и стала сценаристом, а также киноведом и кинокритиком. Печаталась в газетах и журналах «Искусство кино», «Экран», «Культура», «Экран и сцена», работала на телевидении.


Впрочем, Дая Смирнова, всё свое опальное время активно снималась в кино. Роль Любаши, невесты Бровкина, настолько прославила её, что режиссёры брали актрису на роли невзирая на её опалу. Она снялась в свои опальные 6 лет в целом ряде прекрасных кинокартин: "Киевлянка", "Если любишь", "Черноморочка", "Девушка с гитарой", "Цветок на камне", "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен", "Зелёный огонёк", "Зареченские женихи".
А самая смешная, и пожалуй очень характерная роль у нее получилась в фильме Б. Бунеева "Конец света" (1962). В контексте всего написанного, роль еще выглядела словно подтверждение того что было в декабре 1958. Дая играет молодую попадью, которая самая настоящая стиляга. Они с мужем-батюшкой, которого играет С. Любшин, лихо пляшут рок-н-ролл , слушают Визбора на магнитофоне, и вообще - те еще духовные лица. Фильм являлся критикой на религию и сектанство.

Самое интересно, что под конец своей богатой на события жизни, Дая Смирнова вернулась в кино, после 40-летнего отсутствия и снялась в десятке весьма неплохих ролей, играя различных, характерных старух.

Весьма неплохо сложилась карьера Дмитрия Иванова и Владимира Трифонова. Они тоже смогли восстановиться во ВГИКе, и прославились целым рядом киноработ. Причем работали в паре. Они являются сценаристами кинокартин музыкального профиля "Весенняя фантазия", "Гражданин Лёшка" , "Красное, синее, зелёное", "Москва в нотах", "Акселератка" и др. Пожалуй самой известной их совместной работой стал фильм "Эта весёлая планета" (1973). Кстати Д. Иванов там озвучивал С. Крамарова и даже поёт своим голосом песню Д. Тухманова "О вечном движении".
После смерти Владимира Трифонова в 1991 году, Дмитрий Иванов до самой своей смерти в 2017 году, писал сценарии один.

А еще эта пара работала на радио, в радиопередаче "С добрым утром" и дали путёвку в жизнь многим известным артистам, в том числе и Алле Пугачёвой.

Гораздо меньше информации сохранилось о Наталье Вайсфельд и Валерии Шорохове. Наталья так и не вернулась во ВГИК и связала свою жизнь с другими профессиями. А Валерий Шорохов вернулся в родной Омск и долгое время работал на заводе. Немного погодя его позвали преподавать логику в школу. А после он стал известным театральным критиком в родном городе.

Самое обидное, что он меньше всех отличился из "гнусно кривлявшихся и оплевывавших", как написано было в статье. Даже скорей только наблюдал это со стороны в тот роковой день, но почему-то больше всех пострадал. Возможно из-за того, что был секретарём комсомольской организации курса, и был самым старшим на курсе. К моменту поступления во ВГИК у него уже был за плечами юридический факультет университета.

Судьбы ломали с хрустом – дабы отбить у прочих охоту высовываться. И ясно, что расправлялись не с бездарями. Наверно эта история научила многому всех участников той вечеринки. Хорошо, что всё-таки многие из них не отвернули от своего пути.
Автор Канал Звенимир
Tags: Культур-мультур
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment