Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Categories:

Малаховские стиляги


Надежда Бек


В середине прошлого века, в сталинскую эпоху, возникло молодёжное движение, которое отстаивало своё право на свободу при помощи одежды, слов, музыки. Такими были стиляги. Они не призывали к смене режима, они только отстаивали право на свою индивидуальность в мире серости и безликости. Те, кто жил в то время, помнят, как все были одеты в однотипные чёрно-синие пальто.

Слово «стиляги» происходит от слова «стиль», именно он отличал молодых людей этого движения от всех остальных. Сами по себе стиляги не были прозападными идеологами, им только хотелось слушать ту музыку, которая им нравилась, танцевать так, как им вздумается.

Музыка стиляг - Элвис Пресли, Чак Берри, Бадди Холли и др. Записи привозились из-за рубежа, а тиражировали их на подпольных студиях, фонограмма наносилась на рентгеновские снимки, поэтому она называлась «музыкой на костях».

В 1954 - 1956 гг., а точнее – после фестиваля Молодёжи и студентов 1957 года в моду ворвался «рок-н-ролл», «джайв», «буги-вуги», «линда». Существовало выражение: «Пойдём, полиндачим!», что означало – потанцуем. В Москве главным местом стиляг была ул. Горького (ныне Тверская), на сленге стиляг она называлась «Бродвей». «Стиляжных» мест в Подмосковье было только два: Малаховка и Салтыковка.
Малаховская молодёжь не отставала от столичной, мало того, в парке Летнего театра была танцверанда, на которую, по словам местной жительницы, свидетельницы того времени, Вяхиревой (в девичестве Шурыгиной) Раисы Васильевны, съезжалась молодёжь Москвы и всех населённых пунктов, прилегающих к Казанской железной дороге. Молодые московские дачники тоже не упускали возможность показать себя в танцах. В начале 1950-х годов танцевальную программу начинали в 20 часов мелодией песни «Прекрасный первый майский день» Её было слышно даже у железнодорожной станции Малаховка, и опаздывающие на первый танец не бежали – летели навстречу музыке и танцам, забыв об усталости после рабочего дня. Названия парных танцев: па-де-катр, молдованеску, падеспань, вальс, танго, фокстрот. В 23 часа заканчивали утёсовской «Затихает Москва», и танцующие огорчённо вздыхали, с нетерпением ожидая следующего танцевального вечера. Были определённые танцевальные дни: вторник, четверг, суббота, воскресенье. При входе в Летний парк находились кассы. И по сей день окошко кассы существует, но не действует. Билет стоил 20 копеек. По воспоминаниям ещё одного представителя того времени Изотова Виктора Фёдоровича, танцверанда находилась в 10 метрах левее входа. Играла «живая музыка». Толю-аккордеониста знали все от Москвы до Быкова.

Особенно хочется рассказать о том, как молодёжь выражала свою свободу через одежду: во времена стиляг носили платья, подчёркивающие талию ремнём или поясом, юбки покроя «солнцеклёш» с подъюбниками. На ноги надевали спортивные тапочки, натёртые до белизны… зубным порошком, в них было удобно танцевать рок-н-ролл. Делали 6-месячную завивку «венчиком». Молодые люди носили рубашки с подплечниками, галстук яркого цвета «пожар в джунглях» невероятной длины, брюки-дудочки – их можно было надеть только предварительно натеревшись мылом. Обувь на толстой подошве «манке». Причёска – «кок» с бриолином, придающим волосам блеск, тёмные очки обязательно.

Время было голодное, бедное, многие вынуждены были шить, как тогда говорили, перелицовывать одежду. Например, мама Вяхиревой (Шурыгиной) перелицевала плащ из чесучи (дикого шёлка), сшила ей…платье. Ткань была настолько ветхой, что дыры пришлось забивать в швы до такой степени, что сделать шаг в этом платье было не возможно, пришлось на юбке сделать разрез для шага. Можно только догадываться, что было с модницей. Её вызвали «на ковёр» в Комсомольскую организацию МАПа (Московского Аэрогеодезического предприятия), где она тогда работала, и чуть было не лишили комсомольского билета за ненадлежащий вид. Зато на танцверанде ждал ошеломляющий успех.

Вообще на борьбу со стилягами организовывали бригады дружинников, они отлавливали стиляг, срезали «кок», укорачивали ножницами галстук, резали одежду. Так мои родители, исполнив рок-н-ролл на танцполе в Мытищах, попали в…милицию. И всё же стиляги продолжали стекаться в Малаховку в Летний парк.
Многие из местной молодёжи того времени, может быть, и не были стилягами, но на танцверанду в Летний парк ходили регулярно. Так, Кузин Юрий Васильевич стилягой не был: « Какой я стиляга, если 8 лет ходил в одном костюме!!! Но танцы любил». Он всю сознательную жизнь отдал заводу МЭЗ, прошёл все ступени в профессии с 1951 года от ученика токаря до главного технолога института Гипроуглемаш. (Ушёл из жизни в июне 2020 года.) Юрий Васильевич вспоминал, что на трубе играл некий Женя. Оказалось, что это Прибытков Евгений Иванович (умер в марте 2020 года), руководитель духового оркестра. В своё время он подтвердил, что в летнее время танцы были на веранде Летнего парка, а в зимнее – в клубе «Шахтёр». Одним из первых директоров «Шахтёра» был Карл Карлович Киш. В клубе проводились партийные и профсоюзные собрания, смотры, конкурсы, а в субботу и воскресенье – танцевальные вечера в фойе перед зрительным залом «Шахтёра». С 20 до 23 часов играли музыку советских и западных песенных классиков: вальс, фокстрот, танго, позднее твист. На том же, последнем этаже, была музыкальная школа, которая занимала 4 комнаты. Директором музыкальной школы был Худолей Николай Фёдорович. Преподавали по классу скрипки, баяна, аккордеона, фортепиано, а сам Евгений Иванович вёл трубу, тромбон, кларнет. 17 духовиков из его учеников стали профессиональными музыкантами.
Хочется отметить, что стилягам их субкультура не мешала добиваться побед не только на танцполе, но и в других областях. Так, наша рассказчица, Раиса Васильевна, прыгала с парашютом, а как плавала – загляденье!!! Разгоняев Александр Терентьевич создавал вагоны для Московского метрополитена на Мытищинском Машиностроительном заводе.
На танцах молодёжь заводила знакомства, но местные стиляги: Валентин-Тарзан, Израиль-Изюм, Алик Фиксатый (стиляги имели прозвища) и многие другие, не позволяли, чтобы их девчонок-«чувих»: Валентину Дубкову, Валентину Егоренкову, Зою Старостину и других знатных танцовщиц «уводили» пришлые стиляги. Среди пришлых были и такие, которые в дальнейшем стали знаменитостями: Вибах Зигфрид Адольфович – москвич с немецкими корнями, в 70-е годы прошлого столетия стал вначале помощником капитана ледокола «Ленин», а потом капитаном ледокола «Сибирь». К сожалению, его уже нет с нами. Похоронен в Мурманске. Конечно, не обходилось без стычек малаховских стиляг с пришлыми, но умудрялись разобраться до прихода милиции. Танцы устраивали и во дворах, в Липках (местечко близ Электропосёлка). Патефон выставляли в окно, звук – на полную мощность, и танцуй вволю!

Лично мне близка тема «стиляг», так как и мои родители не отставали от моды, были стилягами: отец – Филиппов Сергей Павлович – долгое время трудился на заводе МЭЛЗ, мама – Филиппова (в девичестве Евсеева) Алевтина Павловна - работала в геодезической организации, выполняла топографические карты, в том числе и секретные, проходя по улице Горького в Москве, слышала, как ей вслед молодые люди говорили: «Смотри-смотри, малаховская стиляга пошла». Узнавали, видимо, хорошо танцевала…
Хочется выразить благодарность за предоставленный материал Вяхиревым Раисе и Иосифу (в браке более 50 лет), Кузиным Юрию и Валентине и их сыну Александру, Изотовым Виктору и Людмиле (в браке более 60 лет), Светлане – племяннице четы Бек Юрия и Надежды.

Лилия Хвощевская, организатор экскурсий Музея п. Малаховка (подразделение МУК "Музейно-выставочный комплекс" г.о. Люберцы)
Tags: Коммунисты и Русский народ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments