Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Category:

Прекрасная Грёза дачной Малаховки


...В Москве я неожиданно увидела на перроне брата. Он рассказал, что мне непрерывно звонят из Малого театра М. Ф. Ленин и С. А. Головин в связи с каким-то важным и срочным делом. Не успела я дома обнять своих, как зазвонил телефон и Михаил Францевич Ленин, выразив восторг по поводу моего приезда, объявил, что немедленно едет ко мне для важного делового разговора. Разговор оказался совершенно неожиданным. Рассказав мне, что он, Головин и М. Ф. Муратов возглавляют в этом сезоне дачный театр в Малаховке, Михаил Францевич предложил мне вступить на летний сезон в труппу вместо заболевшей Рощиной-Инсаровой. Увидев моё растерянное лицо, Ленин пояснил: «Я понимаю Ваше недоумение. Это, конечно, дипломатический трюк. Заменить Рощину актрисой такой же популярной, как она, невозможно, и мы решили пригласить на её роли вас, молоденькую актрису, уже выдвинувшуюся и обратившую на себя внимание театральной Москвы».

Решать надо было немедленно. Спектакль, в котором мне надо было выступать в Малаховке, был назначен через несколько дней. Когда из дальнейшего разговора я узнала, что каждую неделю, а иногда два раза в неделю мне придётся играть новую большую роль, я перепугалась насмерть. Ленин успокаивал меня, говорил, что «шекспиров» ставить не будут и что играть мне придётся главным образом в комедиях и драмах. Совершенно ошарашенная, я попросила день на размышление. Трудно описать душевное смятение, в которое поверг меня этот разговор. Я всегда верила в случай и на этот раз тоже подумала, что, может быть, сама судьба посылает мне Малаховку. Броситься очертя голову в самостоятельную работу – ведь это как раз то, о чём я всегда мечтала! На следующий день я сообщила М.Ф. Ленину о своём согласии.

Оставив своих домашних в полном переполохе, взяв с собой по решению семейного совета няню, которая должна была заменить мне и портниху, и вообще целую костюмерную Художественного театра, я уехала в Малаховку. Там для меня были уже приготовлены две комнатки с террасой в мезонине прекрасной дачи. Получив служебный пропуск в театр, я сейчас же побежала смотреть сцену. Театр оказался прекрасно оборудованным. В саду играла музыка, тут же был великолепный скетинг-ринг, всё выглядело нарядно и празднично.



Малаховский театр имел прекрасную репутацию, здесь всегда играли московские актёры, спектакли обставлялись с большой тщательностью. Московская публика охотно приезжала сюда. В первый же день я познакомилась со своими новыми товарищами. Помимо М. Ф. Ленина, С. А. Головина, Е. И. Найдёнова и М. Ф. Муратова здесь были из Малого театра А. А. Левшина, Е. И. Найдёнова, Б. И. Никольский, из театра Корша М. М. Блюменталь-Тамарина, Ю. И. Журавлёва и В. Ф. Торский, несколько актёров из театра Незлобина и из Александринки.

Скоро определился распорядок моей малаховской жизни. В половине одиннадцатого в театре начинались репетиции. После окончания их я забегала в буфет, и, взяв два обеда для себя и для няни, бежала домой, где няня ждала меня с очередной примеркой костюмов. Вечером, если не было спектаклей, начинались репетиции. Ночью я занималась ролями и учила текст, а за спиной, в комнате няни, неотрывно стучала швейная машинка.

Трудно представить, как могла я выдержать тогда в Малаховке такое сумасшедшее напряжение и творческое и физическое. Я работала буквально двадцать четыре часа в сутки. За месяц и десять дней я сыграла десять ведущих ролей; среди них были и Полинька в «Доходном месте», и такие гастрольные роли как Эрика в «Семнадцатилетних», Беата в «Бесчестье», Сильветта в «Романтиках», Сюзанна в «Царстве скуки». Сыграла даже Мелиссанду в «Принцессе Грёзе» Ростана. Эту роль мне пришлось сделать за шесть дней, выучить огромный текст в стихах Щепкиной-Куперник. Как ни странно, работая день и ночь, я не только не чувствовала никакой усталости, но, наоборот, всё время жила в состоянии радостного творческого подъёма. Возвращаясь мыслью к Малаховке, я всегда вспоминаю свою жизнь там как непрерывный праздник. Праздником было всё: и репетиции, на которых в пылу фантазии рождались самые необыкновенные находки. И мгновенные импровизации на спектаклях, и встречи с замечательными актёрами.

Конечно, жизнь в Малаховке я не ощущала бы до конца праздником, если бы наряду с нечеловеческой работой не было, хотя и коротких, прогулок после спектакля по малаховским дорожкам и тропам. Правда, ни сирени, ни соловьёв – обязательных в те времена атрибутов романтики – уже не было, стоял конец июня. Но луна светила, из сада доносилась музыка, из-за заборов дач благоухали цветы, и на эту незатейливую дачную поэзию живо откликались моя озорная молодость, жадная к жизни.



Малаховка. Сквер у станции. Изображение из фондов музея



В один из дней Михаил Францевич привёз мне на репетицию газету и поздравил с блестящей статьёй обо мне известного московского критика. Критик не только восхвалял меня за спектакли, но и писал, что именно здесь, в Малаховке, а не в художественном театре раскрылось во всём объёме моё дарование.

И вдруг удар грома среди ясного дня – телеграмма из Кисловодска: «Немедленно прекратить безобразные гастроли Сары Бернар. Станиславский». В театре эта телеграмма вызвала настоящую панику. По договорённости я должна была играть здесь ещё около месяца. Не подчиниться требованию Константина Сергеевича я, конечно, не смогла, а руководство малаховского театра не решалось вступить в конфликт со Станиславским. Я была в отчаянии. Расстаться с Малаховкой, с товарищами, с публикой, которая стала уже близкой, было грустно и тяжело. Мои крёстные отцы Ленин, Головин и Муратов тоже сильно горевали. И наконец в порыве добрых чувств решили дать мне бенефис для прощания с публикой, предложив сыграть Мелиссанду в «Принцессе Грёзе».

Полной неожиданностью для меня, воспитанной в Художественном театре, были подарки, преподнесённые из публики. В одной из корзин с цветами лежал чайный сервиз, весь в трогательных незабудках. Другая корзина была задрапирована шалью из голубого тюля с бархатными полевыми цветами. В письме от зрителей, которое я достала из корзины, было написано: «Прекрасной Грёзе Русского театра. Малаховские зрители». Эти подарки привели меня в полное замешательство. Зато няня была в восторге.

Когда я пришла домой, было уже утро. Подойдя к окну, я впервые увидела внизу раскинувшийся, как шатёр, огромный куст сирени, на зелёных листьях алмазами сверкали капельки росы. Было какое-то странное чувство оттого, что мне не надо спешить, не надо лихорадочно хвататься за тетрадку с ролью. Я сидела у окна без единой мысли в голове. Близкое будущее, о котором, казалось, мне надо подумать, отодвинулось куда-то в сторону и плыло в тумане, настоящее наполняло душу тишиной и радостью. И вдруг мне неудержимо захотелось поговорить с кем-то близким. Я взяла бумагу и начала писать. Написала о том, какое сейчас чудесное утро, какой красивый куст сирени у меня под окном, как прекрасна утренняя тишина и какая сейчас у меня на душе радость. Написала, что чувствую себя как альпинист, который после трудного подъёма покорил вершину, считавшуюся недоступной. Рассказала и о том, что на свете много добрых, хороших людей. Увидев в окно пожилую служанку моих хозяев, я тихонько позвала её и попросила опустить письмо в почтовый ящик, когда она будет проходить мимо почты. Написав на конверте « Москва. Художественный театр. В.И. Качалову », я бросила ей письмо...

Дарья Давыдова, зав. научно-просветительским отделом Музея п. Малаховка (подразделение МУК "Музейно-выставочный комплекс" г.о. Люберцы)
Tags: Искусство и жизнь, История, Россия
Subscribe

  • Если бы не коммунисты....

    В 1913 году подушевое потребление в России (т.е. подушевая часть потребляемой доли ВВП, за вычетом реинвестиций и военных расходов) составляла…

  • В буднях великих строек...

    Вышедшая в 2019 г. в Екатеринбурге монография А.В. Сушкова (Институт истории и археологии УрО РАН) рисует непредставимую по своим масштабам картину…

  • Капище на месте мавзолея

    Когда мавзолея еще не было, на его месте был насыпан настоящий курган для большевиков. С этого кургана политбюро наблюдало за происходящим на…

  • Грузинец, футболист и палач...

    29 июня 1956 года Военный трибунал Закавказского военного округа приговорил к смерти одного из самых выдающихся футболистов Грузии и СССР Г.А.…

  • Альтернативная реальность маршала Тимошенко

    К примеру, полнокровная кадровая стрелковая 125 дивизия, заблаговременно! выдвинутая к линии границы и НЕ расположенная вдоль неё, занявшая за три…

  • Фильм, запрещенный в Белоруссии в 2018 году

    «Желтый песочек» Фильм “Желтый песочек” по рассказу Василя Быкова поднимает еще одну полузапретную тему. Сюжет фильма рассказывает о массовых…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments