Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Categories:

Рязаночка, ученица Родена


Анна Голубкина родилась 28 (16 по старому стилю) января 1864 года в городе Зарайске Рязанской губернии в мещанской семье. В возрасте двух лет она лишилась отца, а ее воспитанием занялся дед – Поликарп Сидорович. Надо сказать, что фигурой он был весьма колоритной. Старовер по религиозным убеждениям, дед сам сумел выкупиться из крепостничества.

Все в семье много времени уделяли физическому труду. Ведь надо было ухаживать за большим огородом, содержать постоялый двор. Деньги с небес не падали. Поликарп Сидорович понимал важность образования для внуков. Однако средств хватило только на обучение одного - Семена. Анна же собирала свои знания буквально по крупицам. Грамоте училась у местного дьячка, впитывала всю информацию, которую приносил из училища брат, в пятнадцать лет, познакомившись с семьей учителей, старалась получить от них максимум знаний.

Интерес к рисунку и лепке проявился у Голубкиной с самого детства. Все относились к этому, как к милой забаве. Но однажды, проезжий постоялец по достоинству оценил ее произведения, сказав, что надо учиться дальше. Анне запомнился этот совет.

Молодой женщине было двадцать пять, когда она отправилась вслед за своей мечтой в Москву. Ее целью стало поступление в Классы изящных искусств Анатолия Гунста. На экзамене Анна оказалась единственной девушкой среди сонма юношей, да еще и без образования. Итог выглядел очевидным – отказ. Но разве она приехала в Москву, чтобы вот так легко сдаться? На следующий день Голубкина принесла на суд экзаменаторов глиняную скульптуру, изображающую молящуюся старуху. На вопрос, откуда она у нее, Анна ответила: «Слепила за ночь». Дверь к изучению любимого дела открылась.

Обладая огромным упорством, каждодневно проявляя желание учиться и постигать новое, Анна завоевывала симпатии преподавателей, а вместе с тем и их уважение. Через год она перешла в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь учеба продлилась еще три года и вот перед ней вершина желаний - столичная Императорская Академия художеств.

Однако обучение в Санкт-Петербурге длилось буквально несколько месяцев. Голубкина ищет нового вдохновения, а куда же за ним отправиться, как не в Париж – мечту любого начинающего мастера. Правда сердце европейского искусства отнюдь не радушно встречает русскую студентку. Отношение к женщине-скульптору здесь скорее юмористическое, чем сколь-нибудь серьезное. Для получения новых знаний приходится идти на всевозможные хитрости, которые совсем не требуются студентам-юношам. Что случилось в этот период с Анной в Париже, история умалчивает. Но для молодой женщины оно закончилось попыткой суицида и тяжелым нервным срывом. При помощи художницы Елизаветы Кругликовой она смогла вернуться на Родину, где проходила лечение у знаменитого доктора Корсакова.

Время лечит или, по крайней мере, притупляет любые раны и боль. В 1897 году Голубкина снова приезжает в Париж. Снова она горит одним желанием – покорить этот город. Теперь судьба к ней гораздо благосклонней. Анна начинает заниматься в Академии Коларосси, а работает с ней сам Огюст Роден. Время, проведенное рядом с признанным мастером, не проходит даром. Уже в 1898 году она выставляется в Салоне, который считался наипрестижнейшим международным конкурсом. Три работы: «Старость», «Портрет Э.-Ж. Бальбиани», «Женская маска в блоке», позволяют завоевать скульптору третьей место. Это был грандиозный успех, сделавший Анну Семеновну в одночасье знаменитой.

Возвращение на Родину было триумфальным. Огромное количество заказов, в том числе и от известных личностей, только увеличивали популярность женщины-скульптора. Ради примера достаточно упомянуть Савву Морозова, обратившегося с заказом рельефа «Пловец», который предполагалось разместить на фасаде МХАТа.

Наступил «жаркий» 1905 год. Казалось бы, революционные волны, зачастую грубые и даже жестокие, должны просто разбиться об тонкую натуру человека искусства. Однако Голубкина оказывается практически в центре событий. Она общается с представителями РСДРП, свой дом в Зарайске превращает в тайную явку. Даже создает бюст Маркса. Несомненно, что подобная «активность» не могла закончиться безнаказанно. В 1907 году Анну Семеновну арестовали за распространение запрещенной литературы, но ее известность вкупе с нервной болезненностью, позволили избежать сурового наказания. Голубкина была освобождена под надзор полиции.

С 1910 года скульптор поселяется в Большом Левшинском переулке, в доме номер 12. Здесь находится и ее квартира, и мастерская. Анна Семеновна много творит, кроме того преподает на Пречистенских рабочих курсах (1913-1916 годы).

Своеобразным подарком к 50-летнему юбилею Голубкиной стала персональная выставка, прошедшая в стенах Музея изящных искусств имени императора Александра III. Успех был оглушительным. Толпы народа стремились увидеть выставленные творения мастера. Выставка принесла крупную прибыль от продажи билетов, которую Анна Семеновна сразу же пожертвовала в пользу раненых. Ведь недавно началась Первая мировая война.

Помня революционное прошлое Голубкиной, можно было бы смело предположить, что осень 1917 года придаст ее карьере новое ускорение. Но великий творец – это всегда сгусток противоречий. Искреннее сочувствие к борцам за справедливость так и не переросло в умение подстраиваться под чужие идеи. Скульптор оставалась верна только своим жизненным идеалам. Но она не остается в стороне от общественной жизни. Сразу после революционных событий Анна Семеновна становится членом Комиссии по охране памятников старины и искусства, входит в комитет Моссовета по борьбе с беспризорностью. Тяжелые времена и нехватка средств вынуждали ее заниматься росписью тканей, изготовлением украшений из кости, давать частные уроки.

С 1918 по 1922 годы Голубкина преподавала во ВХУТАМАСе. Однако и здесь прямота в суждениях не всегда способствовала построению доверительных отношений с коллегами. В 1923 году была выпущена единственная книга мастера «Несколько слов о ремесле скульптора». Последними работами стали «Березка» и портрет Л.Н. Толстого.

Незадолго до своей смерти Анна Голубкина перебралась в родной Зарайск. Здесь она и скончалась 7 сентября 1927 года. Прах Анны Семеновны покоится на городском кладбище. Согласно завещанию, работы скульптора были переданы государству. В мастерской в Большом Левшинском открылся музей, который существует и по нынешний день.
Автор Сергей Трушин
Tags: История, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments