Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Categories:

Интересные подробности


В конце XIX века любому верующему россиянину, чтобы войти в храм божий, предстояло преодолеть самую настоящую «полосу препятствий». К собору невозможно было подойти, столь плотное кольцо из нищих его окружало. Вдобавок они хватали людей за одежду, бросались им под ноги, рыдали, вопили, хохотали, демонстрировали отвратительные язвы и уродства, лишь бы только получить подаяние.

Нищенствующая братия у церквей разыгрывала настоящие спектакли, которые Анатолий Бахтиаров – петербургский журналист начала XX века очень живо описал в своей книге «Отпетые люди: Очерки из жизни погибших людей»:

«…В это время в притворе храма показался довольно пожилых лет какой-то купец. Увидя его, нищие моментально притихли и, охая и вздыхая, заголосили на распев, прося милостыню. – Подайте, Христа ради! Не откажите, благодетель! Муж умер! Семеро детей! – Подайте слепенькому, слепенькому! – Помогите убогому, несчастному! Купец сунул в руку «несчастной вдове» медяк и пошел далее…»

Бахтиаров описывает как один из нищих, изображающий слепого, говорит:

«Я все глаза проглядел, чтобы не упустить владыку!»

История с Паниковским, который в городе Киеве изображал слепого – не вымысел. Так было, причем подобным образом побирались вполне здоровые, и крепкие мужчины, которые попросту не желали утруждать себя никакой работой. Да и зачем трудиться, если тебе и так подают?
Правда, точно известно, что, например, в начале XX века, а именно с 1905 по 1910 год, только в Москве и Санкт-Петербурге ежегодно полиция задерживала 14−19 тысяч нищих.

Существовали целые деревни, жители которых уходили в город заниматься нищенством. И все это были крепкие здоровые мужчины, да еще и с палками в руках! Изображали слепых с мальчиком поводырем, страшно заворачивали веки, колотили палками в ставни трехоконных флигелей… А потом, насобирав сотни рублей (!), возвращались в деревню и там пьянствовали вместе с женами и детьми просто до ума помрачения.
Царю и патриарху, однако докладывали:

«Во время служб по церкви бегают шпыни человек по десяти и больше с пеленами на блюдах, собирают на церковь, являются малоумными.

В церкви смута, брань, визг и писк и лай смрадный, драка до крови, ибо многие приносят с собой палки с наконечниками».

Доводилась и такая информация:

«По улицам бродят нищие, притворные воры, прося под окнами милостыни, примечают, кто как живет, чтоб, когда тому время, лучше обкрасть.

Малых ребят крадут.

Руки, ноги им ломают и на улицах их кладут, деля умиления человеков».

Обуздать такое непотребство пытался еще патриарх Никон, но немного в том преуспел.

Затем за эту проблему решительным образом взялся царь Петр I, издавший указ, по которому подавать милостыню на улицах запрещалось. Любого, кто совал медный грош человеку с протянутой рукой, ожидал теперь солидный штраф. Ну, а просящего били плетьми и высылали из города. Нищего, пойманного вторично, отправляли в Сибирь.

Одновременно царь повелел открыть по городам множество богаделен, приюты при монастырях и специальные странноприимные дома, где убогих должно было кормить-поить и давать им пристанище.

Но в итоге указ просто перестал выполняться, потому что никаких средств исполнить его полностью в стране не имелось. Николай I в 1834 году также издал указ о создании Комитета для разбора и призрения нищих в городе Санкт-Петербурге. В соответствии с ним полиция ловила бродяг и нищих, и «сортировала» на реальных инвалидов и матерых притворщиков. Первых хотя бы как-то лечили и давали немного денег, а вторых отправляли опять же в Сибирь копать руду и валить лес.
И купцы, уж и тем более интеллигенция наша охотно подавали нищебродам, искренне веря в их незамысловатые и потому особенно жалостливые истории.

А сколько бессонных ночей в размышлениях о

«судьбах несчастного русского народа»

провели наши писатели, поэты и философы, вдохновляемые байками как настоящих, так и часто мнимых калек и погорельцев-бездомных. Но все эти любители страждущих даже и не подозревали, что среди нищенствующей братии была и своя специализация, и свои очень суровые законы.

Так самой престижной среди «профессий» нищих были так называемые «богомолы» – своего рода элита среди побирушек. Попасть в «богомолы» было нелегко. Чужаков могли попросту изувечить, так как «больные» и «калеки» с паперти к конкурентам жалости не знали. Но был у них и свой определенный «демократизм». То есть если ты постоял с утра на денежном месте у храма, так к вечерне уж будь добр уступить свое место другому.

Не такой денежной, но очень даже не пыльной, была и работа у «могильщиков», то есть тех, кто просил подаяния на кладбищах. Как только там появлялся «карась» (на жаргоне кладбищенских нищих так называли покойника), толпа нищих сразу же бросалась навстречу безутешным родственникам усопшего, и, выражая обоюдную скорбь и заодно показывая свои реальные и «липовые» язвы, и увечья, просила денег на помин его души.

И им подавали, потому что хотелось добра умершему, хотелось, чтобы он вошел в Царствие Небесное. Но самое интересное, что многие просившие при этом были богаче тех, кто им подавал.

Были «погорельцы» с постоянными следами от пожара на лице и на одежде. И им многие верили. Поскольку, все знали, что пожары случаются на Руси постоянно. Были «странники», бредущие от Святых мест, и вызывавшие религиозный пиетет у обывателей. Причем, дающий обычно получал от «странника» благословение и был ему несказанно рад.
«Переселенцы» изображали жертв столыпинской аграрной реформы. Эти шлялись по стране целыми толпами и им подавали просто ради того, чтобы от них избавиться.

Но особой кастой, «белой костью» среди попрошаек, были нищие-сочинители, часто имевшие даже неплохое образование, одетые опрятно и выглядевшие вполне достойным образом. Они на улицах не попрошайничали, а ходили по лавкам, просили приказчика позвать хозяина и рассказывали ему душераздирающую историю.

Настоящим подарком судьбы была и оказавшаяся в лавке одинокая благообразная дама (таких специально высматривали, и дожидались пока зайдет внутрь), которая прямо-таки таяла от рассказов подобных субъектов и иной раз одаривала их весьма щедро.

Информация и литература для самостоятельного изучения темы:
1. http://www.chernigov-grad.info/culture/culture3_14.html
2. https://iq.hse.ru/news/223615886.html
3. https://lenta.ru/news/1999/10/20/poverty/
4. https://www.mk.ru/economics/2021/02/03/do
5. http://ecsocman.hse.ru/data/131/015/1220/004_Golosenko_27-35.pdf
6. https://journal.iea.ras.ru/archive/2000s/2007/no3/D
7. Лиходей О. А. Профессиональное нищенство и бродяжничество как социальный феномен российского общества – СПб.: Изд-во СПГУВК, 2004
8. Прыжов И. Г. Нищие на святой Руси: материалы для истории общественного и народного быта в России – Изд. М. И. Смирнова, 1862.
9. https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004643869.pdf (очень интересная диссертация, в ней ссылки на литературу)
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Tags: История, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment