Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Categories:

Царские землянки.


В этот день в 1801 году основан в Питере Путиловский завод – ныне Кировский.
одно из старейших и крупнейших машиностроительных и металлургических[3] предприятий Российской империи, СССР и современной России.

Основные производственные мощности компактно расположены в Петербурге, где занимают обширную (220 гектаров[4]) территорию между проспектом Стачек и рекой Екатерингофкой с выходом в Финский залив. Наличие собственных глубоководных причалов вдоль протяжённой (около 2 километров[5]) береговой линии исторически предопределило третью крупную отраслевую специализацию завода — судостроение. И хотя ещё в 1910 году «Путиловская верфь» была выделена в самостоятельное юридическое лицо (ныне «Северная верфь»), завод сохранил свои позиции в судостроении, как поставщик качественного металла, нестандартных конструкций и сложного оборудования.

В 1870—1880-х годах Путиловское товарищество соединило свои завод и верфи с торговым портом и железными дорогами, построив «Путиловскую ветвь» — крупнейшие по протяжённости подъездные пути в составе железнодорожного узла Петербурга (главная станция Пущино).
Основой казённого предприятия явился Кронштадтский чугунолитейный завод, построенный в 1789 году и переведённый в Санкт-Петербург в 1801 году[6]. Этому событию предшествовал указ императора Павла I от 28 февраля 1801 г.[7] Днём рождения завода считается 3 апреля (21 марта по старому стилю) 1801 года, когда на нём было отлито первое пушечное ядро. Завод стал называться Санкт-Петербургским чугунолитейным, входил до января 1827 года в систему Олонецких горных заводов[8], среди первых его руководителей — выходцы из Шотландии: Карл Гаскойн (1801—1806), Адам Армстронг (1807—1818) и Матвей Кларк[9]. В 1806—1807 годах заводом руководил А. М. Полторацкий, по его инициативе завод начал выпускать солдатские ружья[10]. В этот период завод выпускал различные изделия по казённым военным заказам, металлические элементы многих архитектурных ансамблей[11].

В результате наводнения 1824 года завод понёс большой ущерб, погибло 152 человека[9]. Завод был переоборудован, на нём было дополнительно организовано котельное производство. После простоя 24 апреля 1842 г.[12] завод был безвозмездно передан Обществу русских горных заводов для изготовления рельсов, их выпуск был начат в 1844 году. В 1847 году завод вернулся в казну, в 1848 году был пожалован генерал-адъютанту Н. А. Огарёву, сначала — во временное безвозмездное владение, а затем — в собственность (1855 г.)[7]. В 1863 году Н. А. Огарёв сдал его в аренду фирме петербургского купца 1-й гильдии Василия Хенлея «Рихтер Дей и К°»[7]. Эта фирма получила в 1858 году казённую ссуду на организацию производства, но не смогла её эффективно использовать и довела завод до банкротства. В марте 1864 года Н. А. Огарёв продал завод кредиторам Василия Хенлея купцу Вильгельму Риттеру и барону Константину Карловичу Фелейзену. С целью оздоровления производства и обеспечения возможности возврата казённого долга завода в сумме около 200 тысяч рублей, 30 сентября (12 октября) 1866 года был высочайше утверждён устав Санкт-Петербургского товарищества железоделательного завода «Перун», которое должно было принять на себя все активы и обязательства завода[13].
Путиловская история успешной деятельности завода началась в 1868 году. Пайщики товарищества «Перун» не выполнили условия утверждённого устава, и кредиторы продали завод Н. И. Путилову, что позже было зафиксировано указом Сената от 7 (19) марта 1869 года[15]. Завод начал поставлять рельсы для казны по цене 1 рубль 88 копеек за пуд, положив начало валовому производству рельсов в России. В 1870 году начал работать бессемеровский конвертер, с 1874 года введена в эксплуатацию первая мартеновская печь в Санкт-Петербурге[16].

24 октября (5 ноября) 1872 года был высочайше утверждён устав Общества путиловских заводов[17], капитал общества был определён в 8 миллионов рублей. В состав общества входили 5 заводов, 3 — в Финляндии, и 2 — в Санкт-Петербурге (рельсовый и механический завод на Петергофском шоссе и завод «Аркадия»[18]). В 1874 году началось изготовление товарных вагонов, в 1888 году — пассажирских. После смерти Н. И. Путилова (1880 год) на заводе началось строительство миноносцев и корабельных башенных орудий для броненосцев. С 1893 года начато производство паровозов, завод занял ведущее положение в этой отрасли. Завод производил станки, артиллерийские снаряды, инструментальную сталь, землечерпалки, землесосы, водные и сухопутные экскаваторы, драги для золотых приисков, подъёмные краны, дробильные машины и многие другие виды продукции. С выпуска лёгкой полевой пушки (1892 г.), показавшей отличные результаты, развивается пушечное производство. Пушка системы Путиловского завода образца 1902 года была признана лучшей в мире[19]. В 1896 году на Путиловском заводе был построен вагон-храм для работы на Западно-Сибирской и Средне-Сибирской железных дорогах. В 1900 году Путиловский завод занял первое место по объёму производства среди русских металлургических и машиностроительных заводов, а в Западной Европе уступал лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии.
С 1905 года завод освоил выпуск минных крейсеров («Доброволец», «Московитянин»). В 1911 году был спущен на воду эскадренный миноносец «Новик», самый быстроходный корабль в мире в то время. В 1913 году была основана отдельная производственная площадка — «Путиловская верфь», ныне — ОАО «Северная верфь». В 1913 году основной капитал Общества путиловских заводов составлял 25,4 млн рублей, баланс — 88 млн рублей, дивиденд — 6 %. Во время Первой мировой войны на заводе непрерывно наращивалось производство пушек[19], производилась доработка закупленных в Англии броневиков «Остин»; в 1916 году на базе этих бронеавтомобилей была разработана собственная модификация — «Остин-Путиловец» (собирался на заводе уже после Октябрьской революции, в 1918—1920 годах). В 1917—1920 годах производились пушечные бронеавтомобили «Рено».

Во время Первой мировой войны в 1915 году Путиловский завод начал задерживать заказы военного ведомства, и ряд чиновников и политиком во главе с военным министром Поливановым начали предпринимать попытки по секвестированию предприятия[21]. Первая попытка не увенчалась успехом. Однако забастовки и выступления рабочих привлекли дополнительное внимание к предприятию. Государственная Дума и Государственный Совет настояли на введении в состав правления общества инспекторов. Владельцы предусмотрительно вывели средства с банковских счетов Общества Путиловских заводов. Из государственного бюджета было выделено 10 миллионов рублей, из которых 2,5 миллиона было потрачено на заработную плату, 4 миллиона — на оплату долгов контрагентов. По итогам секвестирования Русско-Азиатский банк потерял контроль над Обществом Путиловских заводов.
В феврале 1917 года на Путиловском заводе — крупнейшем артиллерийском заводе страны и Петрограда — работало 29[22] тыс. рабочих. Массовая забастовка рабочих Путиловского завода 18 февраля (3 марта), переросшая 23 февраля (8 марта) 1917 года в демонстрации и митинги рабочих под лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!», привели к столкновениям с полицией и послужили началом Февральской революции в Петрограде.
Именно его рабочие, наряду с матросами-морфинистами Балтфлота были основной силой большевистской революции, под руководством межрайонцев Троцкого.
Tags: История, Россия
Subscribe

  • Партийная организация и беспартийная литература

    Постановление Секретариата Союза Советских Писателей СССР от 15 ноября 1948 г. Секретариат Союза Советских Писателей считает грубой политической…

  • Образцовый коммунистический город

    1979. У ворот Зачатьевского монастыря 1980. Продавец счастья Мы к коммунизьму держим путь! Строители коммунизьма в минутку досуга у пивной…

  • Коренизатор

    В июне 1937 года в Минске проходил XVI съезд Компартии Белоруссии. Секретарь ЦК Василий Шарангович уже в приветственном слове дал понять, что ряды…

  • Расстрелянная история

    Всеволод Игнатовский посвятил свою жизнь повышению национального самосознания белорусов. Фото: музей Национальной Академии наук Беларуси Имя…

  • Совейские био-роботы

    Только после Победы, получив печальный опыт неудачных боёв на море, в Союзе задумались о том, что артиллерийскую подготовку команд военных кораблей…

  • Как Рязанский обком КПСС Америку обгонял

    Выполнить взятые на себя обязательства обычным путем – выращиванием и откормом не имелось никакой реальной возможности. Просто потому что бычки и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment