Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Categories:

Последний вопрос: "За что?"


Дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант Яков Владимирович Смушкевич.
Яков Владимирович (Вольфович) Смушкевич родился 14 апреля 1902 года в местечке Ракишки, в семье бедного еврея - портного. Окончил 3 класса начальной школы, работал извозчиком, грузчиком в Вологодском порту. С 1918 года Яков Смушкевич в Красной Армии. Участник Гражданской войны. С 1919 года воевал на Западном фронте, был политруком роты и батальона, военкомом полка. Летом 1921 года был назначен помощником военного комиссара полка, а в сентябре 1922 года - ответственным организатором партийной работы в 4-й истребительной авиационной эскадрильи. С августа 1923 года был политруком 2-го отряда этой же эскадрильи. В феврале 1926 года был назначен военным комиссаром отдельного авиационного отряда в Бобруйске, затем комиссаром и начальником политотдела авиационной бригады в Смоленске, при этом самостоятельно освоил летное дело. В 1930 году во время инспекционной проверки Яков Смушкевич занял первое место в бригаде по стрельбе из пулемета с самолета и по точной бомбардировке. В 1931 году окончил 1-ю военную школу летчиков им. Мясникова в Каче. 28 ноября 1935 года ему было присвоено воинское звание комбрига, в 1936 году он стал командиром и комиссаром 201-й легкобомбардировочной авиационной бригады, размещенной в Витебске. На этом ответственном посту сформировались замечательные летные и командирские качества Якова Смушкевича. Одной из важнейших заслуг командира и комиссара бригады было воспитание волевых качеств летчиков, превращение их в профессионалов.

Осенью 1936 года Яков Смушкевич вылетел в Испанию, где принял активное участие в боевых действиях в качестве старшего советника при командующем ВВС и командира авиационной группы советских летчиков. Имел псевдонимы "Генерал Дуглас" и "Андре". Руководил сборкой прибывающих из Советского Союза самолетов, формированием бомбардировочных и истребительных авиагрупп, оборудованием аэродромов. Наладил воздушную разведку войск противника. Не мог он остаться в стороне и от боевых действий. В конце октября 1936 года "генерал Дуглас" совершил свой первый боевой вылет на легком бомбардировщике "Бреге-19" на штурмовку механизированной колонны мятежников. Летал на самолетах И-15, "Фиат-32", "Дракон", "Дуглас", "Потез". Во время выполнения боевых заданий налетал всего 223 летных часа, в том числе 115 летных часов на истребителе И-15.

Из Москвы прозвучало предостережение: "Вас послали не летать, а руководить!". Смушкевич сыграл решающую роль в разгроме итальянского экспедиционного корпуса в марте 1937 года под Гвадалахарой, когда генерал Франко предпринял попытку захватить Мадрид. Главный удар должны были нанести части итальянского экспедиционного корпуса, в который входили четыре дивизии. С воздуха корпус поддерживала авиация в составе 100 - 120 самолетов. Смушкевич предложил применить тактику массированных налетов, чтобы держать противника под постоянными ударами с воздуха. 8 марта воздушная разведка сообщила, что по шоссе в сторону Гвадалахары движется многокилометровая колонна танков и автомашин с пехотой франкистов. Погода стояла очень плохая. Фашисты были убеждены в том, что республиканские летчики тоже не смогут летать. С 9 марта 1937 года республиканские ВВС организовали конвейер воздушных налетов, в котором принимало участие 45 истребителей, 15 штурмовиков и 11 бомбардировщиков. Пока одна группа наносила удар, другая шла к цели, третья заправлялась, четвертая уже взлетала. Всего на гвадалахарском направлении было сделано 142 самолето-вылета, сброшено 492 бомбы и выпущено 200 тысяч пуль. "Генерал Дуглас" лично водил республиканские эскадрильи на штурмовку. В результате было выведено из строя не менее 1500 человек убитыми, 1200 попали в плен, уничтожено 200 автомашин, 65 пушек, 13 гаубиц, около 500 станковых пулеметов. 12 марта остатки частей итальянского экспедиционного корпуса перешли к обороне, но, не выдержав наступления республиканцев, бежали. Впервые в боевой авиации Яков Смушкевич использовал принцип сосредоточения крупных воздушных сил и массированных налетов. Чтобы сократить время, необходимое для перехвата фашистских самолетов, он ввел новый порядок взлета истребителей без предварительного их выруливания на старт.

Генерал Дуглас разработал и внедрил простой, но эффективный план воздушной обороны Мадрида. Вся карта города была расчерчена на одинаковые квадраты. В каждом номер. Наблюдатели, находящиеся на самых высоких зданиях Мадрида, оповещали по телефону, в каком месте появляются вражеские бомбардировщики. Республиканские истребители поднимались в воздух сразу же по получении сигнала. За время, уходящее на взлет, дежурный успевал уточнить координаты, и на земле выкладывался номер нужного квадрата, который могли увидеть летчики. Это давало возможность быстро показать летчику, куда ему надо лететь. Так были выиграны драгоценные минуты. Вражеская авиация стала получать достойный и своевременный отпор. Благодарный народ, испанцы не забыли генерала Дугласа и его заслуг по спасению города и мирных жителей. Роза Яковлевна Смушкевич, его дочь, вспоминает, как "...спустя почти 50 лет после событий в Барселоне собралось более 400 летчиков. Когда меня представили как дочь Дугласа, ко мне бросилось множество людей. Они обнимали меня, пожимали руки, называли своей сестрой. Они рассказали мне столько хорошего о моем отце, что и сейчас перехватывает горло".

Участвовать в воздушных боях Смушкевичу запрещалось, но иногда он взлетал для разведки обстановки. В один из дней он вылетел к Мадриду вместе с эскадрильей Ивана Копеца. Над городом набрали высоту и пошли к линии фронта. Все небо вокруг было покрыто похожими на айсберги облаками. Только успел подумать об облачности, как заметил идущих ромбом "Юнкерсов", а истребителей прикрытия не было видно. Нажав ручку управления от себя, Смушкевич кинул свой маневренный И-15 вниз. Истребители республиканцев были неожиданностью для фашистских пиратов. "Юнкерсы", нарушив строй, забыв о бомбах, которые им надо было сбросить на город, начали удирать. В азарте боя никто не заметил, как из-за облаков вынырнули истребители "Хейнкели" и "Фиаты". Они шли сомкнутым строем и ринулись на разомкнутый строй республиканцев. Однако наши летчики не растерялись. Смушкевич по номеру на борту узнал самолет Копеца. Иван отбивался от наседавших на него 3-х "Фиатов". Резко кинув машину в пике, он дал очередь. Один из "Фиатов", оставляя за собой черные клубы дыма, отвалил. Но в то же время Яков Владимирович увидел падающего на него "Хеннкеля". Он успел вовремя развернуться, но фашист не отставал, стремясь зайти в хвост И-15. Смушкевич бросил свою маневренную машину в крутой вираж, "Хейнкель" не обладал такой маневренностью в горизонтальной плоскости, но его пилот попытался повторил маневр советского истребителя. Тут же у него на хвосте возник И-15, и его машина была прошита пулеметной очередью и рухнула... За успехи в деле оказания помощи республиканскому правительству 3 января 1937 года комбриг Я.В. Смушкевич был награжден орденом Ленина.

Яков Владимирович, понимая, что силы республиканской авиации значительно слабее мятежников, разработал и претворил в жизнь тактические приемы, которые были революционными для авиации того времени. Одной из них была идея создания небольших аэродромов - засад или аэродромов подскока. В результате республиканские самолеты были расположены близко к воздушным маршрутам противника и могли неожиданно наносить удары по врагу. Его ценили и уважали не только друзья, но и враги. Герман Геринг пообещал миллион марок за голову "генерала Дугласа", немецкая разведка прилагала массу усилий, чтобы выйти на его след и уничтожить. 17 июня 1937 года Я.В. Смушкевич был отозван в Советский Союз. 20 июня 1937 года Я.В. Смушкевичу было присвоено внеочередное воинское звание "комкор", и он назначался заместителем начальника ВВС Красной Армии. 21 июня 1937 года комкор Яков Владимирович Смушкевич был удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1937 году Яков Смушкевич обучается на курсах усовершенствования начальствующего состава при Военной академии имени М.В. Фрунзе. Используя опыт войны в Испании, участвует в разработке новых летно-тактических уставов, где отражаются его идеи по тактике и методам боевого управления авиацией. На первомайском параде 1938 года решено было продемонстрировать новейший разведчик - бомбардировщик Р-10. Пилотировать головную машину эскадрильи было поручено комкору Смушкевичу, на борту которой красной краской было написано: "Командующему Первомайским воздушным парадом Герою Советского Союза комкору Я.В. Смушкевичу".

30 апреля 1938 года во время тренировочного полета на Р-10 перед парадом, Яков Владимирович потерпел аварию. Причиной катастрофы явился конструктивный дефект крана маслосистемы двигателя. При выполнении фигуры высшего пилотажа мотор самолета заклинило, и он упал в небольшую рощу рядом с аэродромом. В аварии Яков Смушкевич получил тяжелейшие травмы спины, ожоги и переломы обеих ног. Врачам удалось спасти раздробленные ноги, однако одна из них стала значительно короче другой. Спустя некоторое время Смушкевич начал ходить без посторонней помощи, опираясь на трость, а затем освоил управление автомобилем и самолетом, и вновь поднялся в небо.

14 мая 1939 года развернулись боевые действия японской авиации в Монголии, атакам с воздуха подвергались монгольские пограничные заставы и военные аэродромы. Начался советско - японский конфликт на реке Халхин-Гол. 22 мая 1939 года начались воздушные бои, которые показали преимущество японских летчиков. За два дня боев советские истребители потеряли 15 машин, японские потери составили одну машину, причиной чего явилось превосходство новейших японских истребителей Ки-27 и лучшая подготовка японских летчиков. Советское командование приняло срочные меры. 29 мая из Москвы в район боевых действий вылетела группа из 42-х боевых летчиков - истребителей, во главе с заместителем начальника ВВС РККА комкором Я.В. Смушкевичем. Все летчики этой группы имели боевой опыт войны в Испании и Китае, 17 летчиков группы имели звание Герой Советского Союза, вся группа сразу приступила к боевой подготовке, обучению пилотов и боевой работе. В июне 1939 года комкор Смушкевич возглавил советскую авиацию в борьбе с японскими самураями в Монголии, в районе реки Халхин - Гол. Вот что говорил про Якова Смушкевича выдающийся советский полководец Георгий Жуков, который во время боев на Халхин - Голе был командующим 1-й армейской группой: "Командир этой группы Я. В. Смушкевич был великолепным организатором, отлично знавшим боевую летную технику, в совершенстве владея летным мастерством. Он был исключительно скромным человеком, прекрасным начальником и принципиальным коммунистом. Его искренне любили все летчики".
Я.В. Смушкевич использовал прилегающие к фронтовой полосе степи для максимального рассредоточения самолетов, вдоль реки Халхин-Гол было создано 28 действующих аэродромных точек и 14 запасных. По сути это было дальнейшее развитие идеи Смушкевича об аэродромах подскока. На каждой действующей точке размещалось не больше 15 самолетов, находившихся не ближе 100 метрах друг от друга, и по тревоге они могли взлетать одновременно в разных направлениях. Эти меры Смушкевича помогли значительно снизить потери от налетов авиации противника. При нападении японских бомбардировщиков на полевые точки их сразу же блокировали советские истребители, успевшие взлететь с соседних аэродромов. Смушкевич четко организовал управление экипажами и звеньями в бою, эшелонировал авиагруппы по высоте, отработал сигналы взаимодействия и целеуказания, а также повысил качество огневой выучки истребителей. Летчики - истребители стали открывать огонь с коротких дистанций, научились не только вести воздушный бой, но и штурмовать наземные цели. Смушкевич добился полного господства в воздухе над авиацией Японии и нанес ей поражение. 10 августа 1939 года правительство МНР наградило Я.В. Смушкевича орденом Боевого Красного Знамени Монгольской Народной Республики. 17 ноября 1939 года комкор Яков Владимирович Смушкевич был награжден второй медалью "Золотая Звезда" и стал третьим по счету Дважды Героем Советского Союза.

Яков Смушкевич участвовал в походе войск Красной Армии в Западную Белоруссию и Западную Украину в должности командующего ВВС Украинского фронта. В должности начальника ВВС Красной Армии Яков Владимирович Смушкевич участвовал в войне с Финляндией. Для более эффективной работы со своим штабом он выехал в район боевых действий для непосредственного руководства авиацией. Лично участвовал в планировании и подготовке в тяжелых зимних условиях проведение большинства воздушных операций советско-финской войны. В июне 1940 года Якову Смушкевичу было присвоено воинское звание "Генерал - лейтенант авиации". В августе 1940 года он назначается генеральным инспектором ВВС Красной Армии, а в декабре того же года - помощником начальника Генерального штаба по авиации.

А глава НКВД Л.П. Берия вел свою борьбу с участниками "военного заговора". В 1940 - 1941 годах был нанесен удар по руководству ВВС, достаточно вспомнить некоторые фамилии. Начальник ВВС генерал - лейтенант авиации П.В. Рычагов, начальник Военно - Воздушной академии генерал - лейтенант авиации Ф.К. Арженухин, начальник главного управления авиации дальнего действия генерал - лейтенант авиации И.И. Проскуров, командующий ВВС Московского военного округа генерал - лейтенант авиации П.И. Пумпур, помощник командующего ВВС по учебным заведениям генерал - майор авиации Э.Г. Шахт, начальник штаба ВВС генерал - майор авиации П.С. Володин. 8 июня 1941 года был арестован помощник начальника Генерального штаба по авиации генерал - лейтенант авиации Я.В. Смушкевич.

Им всем предъявили стандартное обвинение: "Являясь участником антисоветской военно-заговорщической организации, проводил работу, направленную на подрыв оборонной мощи СССР, а также занимался шпионажем в пользу иностранных разведок" (статьи 58-1б, 58-6 и 58-11 УК РСФСР). Некоторым также вменялась в вину "подготовка террористических актов против руководителей партии и правительства" (статья 58-8 УК РСФСР).

По решению ГКО в Москве с 16 октября 1941 года было введено осадное положение, а в тыловые регионы страны стали вывозить наиболее важные государственные учреждения и организации. В город Куйбышев, который по решению ГКО был объявлен запасной столицей Советского Союза, был переведен Наркомат внутренних дел СССР. Туда же отправили и наиболее важных политических заключенных, и Л.П. Берия подписал особо секретное предписание, касающееся судьбы узников, которые ждали решения своей участи во внутренней тюрьме НКВД. Это предписание по личному поручению Л.П. Берия в течение суток подготовил начальник следственной части по особо важным делам НКВД СССР Л.Е. Влодзимирский, затем оно было утверждено заместителем наркома внутренних дел СССР Б.З. Кобуловым и согласовано с Прокурором СССР В.М. Бочковым. На основании этих согласований было подписано распоряжение о расстреле указанных лиц: "Предписание наркома внутренних дел СССР № 2756/Б сотруднику особых поручений спецгруппы НКВД СССР о расстреле 25 заключенных в г. Куйбышеве.

18 октября 1941 г.

С получением сего Вам предлагается выехать в г. Куйбышев и привести в исполнение приговор – высшую меру наказания (расстрелять) в отношении следующих заключенных…" и приводятся фамилии 25 человек. В этом списке под номером 3 значится Смушкевич Яков Владимирович, генерал-лейтенант авиации, помощник начальника Генерального штаба РККА по авиации.

Предписание в отношении первых 20 лиц, указанных в списке, было приведено в исполнение 28 октября 1941 года на территории спецдачи НКВД в дачном поселке Барбыш в пригороде Куйбышева. Территория бывшего дачного поселка Барбыш ныне входит в городскую черту Самары, в этом месте сейчас располагается парк имени Юрия Гагарина. Выяснить точно место захоронения погибших не удалось. В конце 90-х годов в парке Юрия Гагарина была установлена мемориальная доска в память об узниках внутренней тюрьмы НКВД, расстрелянных в этих местах.

Яков Владимирович Смушкевич был арестован прямо в госпитале через три дня после сложной операции, в "воронок" его несли на носилках сотрудники НКВД. На допросах Смушкевич подвергался пыткам и побоям, его били по повязкам от недавней операции, из-за пыток ноги у него совсем отнялись. Следователи пытались заставить Смушкевича и других обвиняемых "признаться" в предъявленных обвинениях, есть сведения, что Смушкевич не признал "вины" и не оговаривал товарищей. Дочь Якова Смушкевича Роза со слов очевидца казни говорит, что в момент расстрела "Смушкевич был без сознания, на носилках".

Жена и дочь Якова Смушкевича также были репрессированы и с 1943 года по 1953 год находились в заключении как "члены семьи изменника Родины", в Москву они смогли вернуться в 1954 году. 25 декабря 1954 года Яков Владимирович Смушкевич был посмертно реабилитирован. Памятник Дважды Герою Советского Союза Якову Владимировичу Смушкевичу установлен на мемориальном военном кладбище в Монино.
Список источников. Герои страны. Смушкевич Яков Владимирович14.04.1902-28.10.1941. Дважды Герой Советского Союза;
Красные соколы.Советские летчики 1936-1953.Трагедия генерала Дугласа; Красные соколы.Советские летчики 1936-1953.Смушкевич Яков Владимирович; http://cyclowiki.org/wiki/Смушкевич Яков Владимирович; https://picturehistory.livejournal.com/4952312.html Дважды Герой, первый еврей - Герой Советского Союза. Генерал Смушкевич был расстрелян на носилках...;
Бортаковский Тимур Вячеславович. ВикиЧтение. Расстрелянные герои Советского Союза. Дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации СМУШКЕВИЧ ЯКОВ ВЛАДИМИРОВИЧ 14.4.1902-28.10.1941; Валерий Ерофеев.Историческая Самара.Расстрел в поселке Барбыш;
Tags: Коммунисты и Русский народ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Настоящий коммунист!

    В 2013 году Шелягов стал генеральным директором московского АО "Военно-мемориальная компания", где, если верить злым языкам, получал зарплату в…

  • Як зминились украиньци!

    Единственный представитель Украины взявший золотую медаль Олимпиады-2021, Жан Венсанович Ндагиджимана (фамилия при рождении)

  • Красножопым неймется...

    Вновь мечтают... Только вот какое дело. Первыми в ГУЛАГ пойдут как раз вся эта нео-коммунистическая сволочь, от дедушки Зю до вырусей…

  • "Из всех видов искусства для нас важнейшим является...

  • Сисян и дедушка Зю

    В КПРФ продолжается внутрипартийная борьба за лидерство, жертвой чего мог стать неудавшийся кандидат в Госдуму Павел Грудинин. Обрекая Грудинина…

  • Извольте заплатить

    Власти Крыма подсчитали сумму ущерба, причиненного пятью блокадами Украины: водной, энергетической, транспортной, продовольственной и банковской.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments