Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Categories:

Не благодаря Эсесерии, а вопреки...


Михаил Леонтьевич Миль родился в интеллигентной еврейской семье: отец был инженером-путейцем, мать – зубным врачом. Когда-то она была первой красавицей Минска и мечтала, чтобы ее сын стал обязательно артистом или музыкантом. Несмотря на все трудности гражданской войны и разрухи, нанимала для маленького Миши репетиторов и учителей. Но тот хотя прекрасно музицировал и рисовал, больше интересовался техникой, особенно авиацией. В 16 лет поступил в Томский политехнический институт, где сразу организовал планерный кружок.

Но проучился он недолго. Через два года его исключили за «непролетарское происхождение», кто-то из товарищей настучал что в семье у Милей, о ужас, есть мягкая мебель. Чтобы изменить в анкете пункт о социальном положении, Михаил уезжает в Новосибирск и устраивается лаборантом на кожевенную фабрику. Через год, уже как истинный пролетарий, поступает на авиационное отделение Новочеркасского политеха.

Один из его товарищей, рассказал Милю про диковинный летательный аппарат под названием «автожир» созданный испанским конструктором Хуаном Сиерва. В Советском Союзе, авиаконструктор Николай Камов тоже работает над созданием подобной машины. Миша едет в Подмосковье, где уговаривает Камова, взять его на практику. Тому понравился молодой студент, и он просит руководство определить Миля к нему в КБ. С тех пор создание вертолетов стало главной целью жизни Михаила Миля.

Хотя, откровенно говоря, конструирование автожиров и геликоптеров, тогда находилось в загоне. Военные, главные заказчики и финансисты всех авиационных разработок, относились к ним, как к несерьезным игрушкам, не видели никаких перспектив. Летает медленно, потолок высоты небольшой, грузоподъемность тоже не велика – не сравнить с дирижаблем, а тем паче с самолетом. И потому Камова, Миля и других сотрудников часто отвлекали для решения задач самолетостроения.

Во время войны был сформирован небольшой отряд автожиров, но в боевых действиях он себя никак не проявил. Потому завод перевели на производство самолетов, а Миль занялся усовершенствованием авиатехники. Он разработал компенсаторы, которые уменьшали усилия на ручки управления самолетом. Летчики и авиатехники назвали их «мили». Война ударила и по нему – в эвакуации умирает его пятилетний сын, погибает брат, скончалась мать. Помочь перенести эти удары помогла вера к окружающим людям и поразительная сила воли. Мягкий и неконфликтный в обыденной жизни, Михаил Миль был напористым, смелым и упорным в своем деле. У него была удивительная способность, не просто анализировать свои неудачи и промахи, но докапываться до сути проблемы, первопричины. И установив ее, он не останавливался, а искал новые конструктивные решения и добивался, чтобы они были выполнены.

Днем он работал в КБ над проблемами самолетов. А вечерами с группой сподвижников, почти тайно, продолжал конструировать вертолет. В конце войны Миль пишет письмо Сталину, где излагает перспективы вертолетостроения. Надо отдать должное вождю – все его советники, генералы, консультанты были против, но он все-таки дал Милю конструкторское бюро для конструирования вертолетов.

Первые два опытных образца оказались неудачными. В первом замерзла смазка, и пилот вынужден был покинуть его на парашюте. Во втором отказала трансмиссия, и летчик Байкалов погиб. На Миля пишутся рапорта и доносы, все его критикуют и ругают, за спиной он постоянно слышит шепотки: «Вот конструктор идет. Он летчика убил».

Все-таки ему позволили сделать третью машину. Она должна была решить судьбу Миля, КБ и вообще вертолетостроения в Советском Союзе. Но летчики-испытатели наотрез отказывались садиться в нее. И здесь на пороге кабинета появляется известный пилот Винницкий: «Хочу летать на вертолете».

Вертолет Ми-1
Вертолет ГМ-1, с номером 3 прошел все испытания. Вскоре на его базе создают первый советский вертолет Ми-1. А когда на нем устанавливается 27 мировых рекорда, он начинается строиться серийно. Но только в сельскохозяйственном и санитарном варианте. Военные и в этот раз не видят необходимости в вертолетах.

Мнение генералов и маршалов опровергает Корейская война. Одно из подразделений американской морской пехоты было окружено в непроходимых лесах. Никто не сомневался в его полном уничтожении. Но американцам с помощью вертолетов Сикорского удалось эвакуировать обреченных солдат. Учитывая опыт потенциального противника, Сталин перед Камовым, Яковлевым и Милем ставит задачу создать вертолет для переброски десантных войск.

Ми-4
На базе Ми-1 конструктор создает новый Ми-4. Сделанный из дерева и материи он был капризным и легким, как и предшественник. Но вскоре Миль разработал из металла совершенно новую конструкцию лопастей и корпуса.

В 1959 году новый глава Советского Союза Никита Хрущев побывал в США. Помимо кукурузы ему очень понравились американские вертолеты. Он даже прокатился на личном вертолете президента Эйзенхауэра, выпущенном на фирме Сикорского. По возвращении в Союз он поручает Милю сделать надежный вертолет и для него. Хрущев лично принимал аппарат и потребовал, чтобы конструктор вместе с ним поднялся в воздух. Летчик Лешин, Хрущев и Миль взлетели из Внуково и через некоторое время приземлились на Ивановской площади в Кремле.

А вскоре грянула вьетнамская война. И оказалось, что главной силой и оружием американцев в этой войне оказались не самолеты, не авианосцы, а вертолеты Bell UH-1, «Ирокез». «Ирокезы» транспортировали десантников, доставляли оружие и боеприпасы, эвакуировали раненых. Пулеметчики и снайпера с «Ирокезов» безнаказанно истребляли вьетконговцев. Наступила новая эра, где главным преимуществом в войне стала мобильность воинских подразделений. И эту мобильность обеспечивали вертолеты.

Ми-8
Хрущев поручает Милю создать машину способную конкурировать с «Ирокезом». И конструктор создает экономичный, надежный и простой в эксплуатации Ми-8, пожалуй лучший вертолет ХХ века. Но здесь Хрущева «уходят» в отставку, а командование ВВС и Генштаб отказываются принимать новый вертолет на вооружение. Проект модифицированного боевого Ми-8 ложится под сукно.

И вот как назвать наших генералов консерваторами и ретроградами. Язык не поворачивается назвать так Жукова, Василевского, Малиновского и других. Даже «батя» всех десантников, генерал Маргелов и тот отдавал приоритет самолетам и парашютным десантам. А знаменитый летчик-испытатель Марк Галай вообще называл вертолеты «заумной игрушкой».

Михаил Миль не злился на своих противников и оппонентов. Он всегда считал что «опираться можно лишь на то, что сопротивляется». И доказывал свою правоту делом. Показательный пример: когда его наградили за Ми-8 Золотой звездой Героя Соцтруда, он буквально потребовал чтобы такую же награду дали и одному из его главных противников. Без его критики, скрупулезного и придирчивого «докапывания» до самых мелочей, вертолет бы не получился таким надежным.

В 1965 году на международном авиасалоне в Ле-Бурже вертолеты Миля, Ми-6, Ми-8 и летающий кран Ми-10 произвели настоящую сенсацию. И советские генералы стали сдавать позиции, признавая свою неправоту. КБ начало разработку вертолета боевой поддержки Ми-24. Миль называл его воздушной боевой машиной пехоты. Здесь конструктор во всем блеске проявил себя как аэродинамик. Но в 1967 году у него случился обширный инфаркт. Он долгое время оставался прикованным к постели. Осенью 1969 года состоялся первый полет вертолета Ми-24. Михаил Леонтьевич присутствовал на этих испытаниях. А в январе 1970 года гениальный конструктор вертолетов скончался. Умер, не дожив до своей полной победы и признания.

А оно пришло во время афганской войны. Достаточно сказать, что во время нее, ни разу не был сброшен воздушный десант с самолетов. Все операции советские ВДВ осуществляли с помощью вертолетов: боевого Ми-24 и особенно многофункционального Ми-8. Он использовался как боевой, транспортный, медицинский, летающий командный пункт, а также постановщик мин. Это была настоящая победа. Генералы из Минобороны и ВВС подняли ручки и стали ими подписывать заказы на вертолеты.

Сегодня Ми-8 самый массовый вертолет в мире. Начиная с 1961 года, выпущено более 20 тысяч вертолетов М-8 и его модификаций. Машина эксплуатируется в 50 странах, в том числе в США, Китае, Индии и ЮАР.
Tags: История и современность
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments