Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Categories:

Умереть в России


Иван Билибин родился в 1876 году в поселке Тарховка неподалеку от Петербурга. Отец будущего художника был главным врачом госпиталя морского порта в Либаве (ныне - латышский город Лиепая).

В 1888 году 12-летний Иван поступил в Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию. Учился мальчик хорошо, старательно. В 1896 году Билибин закончил гимназию с серебряной медалью.

Заниматься рисованием Иван начал в раннем детстве, а в период обучения в гимназии, в 1895 году он поступил также в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Таким образом, на протяжении года юноша обучался сразу в двух учебных заведениях. Рисовальную школу Билибин закончил в 1898 году.

22-летний молодой художник страстно желал учиться у лучших мастеров. В 1898 году он пришел на поклон к выдающемуся русскому живописцу Илье Ефимовичу Репину. Репин благодушно встретил юного коллегу, с интересом посмотрел его работы и даже согласился взять его в свою школу-мастерскую под патронажем княгини Марии Тенишевой. Впоследствии Иван Билибин исключительно высоко оценивал вклад Репина в свое художественное развитие, называл себя учеником Ильи Ефимовича.

Художник русской сказки


В 1899 году произошло событие, которое кардинальным образом изменило судьбу Билибина. Коренной петербуржец, горожанин от мозга костей случайно оказывается в деревне Егны Весьегонского района Тверской губернии и по независящим от него обстоятельствам застревает на некоторое время в этой живописной тмутаракани.

Именно здесь Билибин создает свои первые иллюстрации в ставшем впоследствии знаменитым "билибинском стиле". Первой сказкой, которую проиллюстрировал Иван Яковлевич, стала "Сказка об Иван-Царевиче, Жар-птице и о Сером волке".

В 1902 году Билибин по направлению этнографического отдела Музея Александра III отправляется на Русский Север. В Архангельской, Олонецкой, Вологодской губерниях художник активно изучает деревянную архитектуру, все сильнее проникаясь древнерусской культурой.

Параллельно с этнографической работой, Иван Яковлевич много рисует. Он иллюстрирует сказки, былины, создает проекты декораций к театральным постановкам.

В 1904 году он завершает серию иллюстраций к шести русским народным сказкам, а также к сказкам Александра Сергеевича Пушкина. Именно эти работы ввели Билибина в первый ряд русских художников, обессмертили его имя.

В 1909 году в театре Зимина с аншлагом проходит премьера оперы "Золотой Петушок". Своим успехом спектакль был обязан, в том числе, Билибину, по эскизам которого была оформлена сцена и пошиты костюмы актеров.

Сотрудничество Билибина с театром получилось исключительно плодотворным. Он занимался оформлением таких знаменитых постановок, как "Овечий источник" (Лопе де Вега), "Чистилище св. Патрика" (Кальдерон), "Честь и Месть" (Федор Сологуб).

Кроме того, Билибин активно сотрудничает с прессой: он иллюстрирует произведения, публикуемые в журналах "Золотое руно", "Мир искусства".

Счастье в Крыму

Счастливый период в жизни Ивана Билибина продолжился в Тавриде. Женившись в 1912 году на молодой художнице Рене О’Коннель, Иван Яковлевич приобретает земельный надел в Крыму, на южном побережье. Живописное урочище Батилиман, в котором находилась дача Билибина было местом, давно облюбованным русской интеллигенцией. Здесь уже имели дачи писатели А. Куприн, В. Короленко, Е. Чириков, художник В. Дервиз.

У Билибина и его молодой супруги был небольшой домик с видом на море. К домику был пристроен флигель, в котором Иван Яковлевич оборудовал мастерскую.

Каждое лето, окончив все петербургские дела, Билибин отправлялся в Крым, где проводил три чудесных месяца. В Петербург художник возвращался только осенью. Это время было, пожалуй, самым счастливым в жизни Ивана Яковлевича. К сожалению, оно быстро закончилось.

Темные дни

Февральскую революцию Билибин приветствовал: он прекрасно понимал, что время Романовых во главе России истекло. По заказу Временного правительства Билибин создал эскиз нового государственного герба - двуглавого орла без короны, скипетра и державы. В народе смеялись: "романовского орла ободрали".

Октябрьская революция и приход большевиков стали шоком для Билибина. Самые тяжелые революционные дни художник проводит в Крыму, где на этот раз он задержался на два года, до 1919-го.

Ивану Яковлевичу было чего опасаться. В 1917 году, когда казалось, что большевики пришли ненадолго и скоро будут сметены белыми, он нарисовал карикатуру-плакат "О том как немцы большевика на Россию выпускали». Билибин полагал, что Ленин и компания ему это вполне могут припомнить.

Суровой зимой 1919 года художник оказывается в Ростове-на-Дону, куда пришла Белая армия. Однако, под ударами красных, белые отступают в Новороссийск. В конце зимы 1920 года Красная армия подходит к городу. 21 февраля 1920 года пароход "Саратов" эвакуировал "неблагонадежный элемент" из Новороссийска. Вместе с другими беженцами на борту находился и художник Иван Билибин.

Горечь чужбины

Пароход "Саратов" следовал из Новороссийска в сторону Турции. Однако, турецкие власти, узнав о наличии больных (вероятно, тифом) на борту, запретили высадку на своей территории. Русские плывут в Египет, где английские власти организуют для них временный лагерь.

Билибин, сохранивший некоторые накопления, снимает квартиру в Каире. Художник берет заказы на фрески и панно для богатых египтян и греков, активно изучает историю и искусство Древнего Египта.

В 1925 году Билибин перебирается в Париж. В столице Франции начинается блестящий период карьеры Ивана Яковлевича как театрального оформителя. Созданные им декорации к балету Стравинского "Жар-птица" становятся классикой.

Билибин активно иллюстрирует книги: сборники русских народных сказок, сказки братьев Гримм, восточные сказки.

В отличие от многих русских эмигрантов первой волны, Иван Яковлевич Билибин был успешен за границей: и в творческом, и в финансовом плане. Однако, этот человек органически не мог жить в отрыве от Родины, от своей почвы, от России.

В 1935 году он начинает налаживать контакты с Советами, создает великолепное панно "Микула Селянинович" для советского посольства во Франции. Цель Билибина была очень проста: он хотел вернуться домой.


Возвращение в Ленинград

В 1936 году Билибину наконец-то удается получить разрешение от Советов вернуться на Родину. Теплоход "Ладога" доставляет художника в любимый Санкт-Петербург, который на тот момент давно уже назывался Ленинградом.

Билибин устраивается преподавателем во Всероссийскую Академию художеств, активно иллюстрирует книги, создает эскизы декораций.

В 1941 году грянула война и оказавшийся в кольце Ленинград погибал от холода и голода. 64-летнему художнику предложили эвакуироваться с детьми и женщинами по "Дороге жизни", но художник отказался. Скорее всего, Иван Яковлевич не хотел занимать чье-то место, не хотел отнимать у кого-то шанс выжить.

7 февраля 1942 года великий русский художник Иван Яковлевич Билибин скончался от дистрофии в больнице Всероссийской Академии художеств. Нам же остались многочисленные картины и иллюстрации этого большого Мастера и большого Человека, который всем сердцем любил родную землю.
Источник блог О кино
Tags: Культура и жизнь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments