Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham

Category:

Капиталисты и бананы


В один из производственных циклов Пенсильванская верфь лишилась специальных мастик и стапельных смазок, без которых спуск на воду кораблей был невозможен. Технологическая операция проводилась следующим образом: под дно судна подводился слип (неподвижный фундамент) на который укладывались спусковые полозья. Производился демонтаж подпорок, после чего корпус садился на полозья и скользил на них по слипу. Материалом слипа и полозьев служило дерево. Предварительно высушенную поверхность слипа и полозьев заливали специальной парафинистой мастикой для устранения шероховатости дерева. После застывания мастики образовывался твёрдый слой с гладкой поверхностью, поверх которого собственно и наносили стапельную смазку (солидол, технический вазелин или петролатум). При спуске на воду корабля водоизмещением 50 тыс. тонн расходовалось до 10 - 15 тонн мастики и смазки.

В срочном порядке было собрано производственное совещание, на котором руководством верфи была поставлена чёткая задача – быстро найти дешёвую замену техническим смазкам. Всем было очевидно, что нужно возвращаться к животным жирам (свиному и бараньему салу, китовому жиру и т.п.), от которых отказались буквально 20 - 30 лет назад, после появления смазок на нефтяной основе. Однако и эти ресурсы оказались недоступны (сказывалась дороговизна, отсутствие нужного количества, длительные сроки поставки и армейцы, которые подгребали под себя всё, до чего могли дотянуться).

Внезапно один из специалистов вспомнил фильм с Чарли Чаплином: человек идёт, поскальзывается на банановой кожуре и падает. – Бананы! Надо попробовать бананы! Дёшево, сердито и главное, вся Латинская Америка у нас под боком. Судостроители попробовали и обнаружили, что корабли действительно можно спускать на воду, покрыв слип слоем спелых неочищенных бананов.

Технология работала прекрасно, пока в руководстве верфи не решили сократить расходы и закупили ещё более дешёвые зелёные бананы. По ощущениям они были такими же скользкими, но не разминались как спелые. Первый и единственный раз, когда использовали зелёные бананы, корабль сдвинулся, прошёл треть пути и прочно застрял. Почти два дня потребовалось, чтобы откопать киль и вытолкнуть корпус на воду. После этого на верфи использовали исключительно созревшие желтые бананы.
Tags: удивительное рядом
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment